Сайт работает в тестовом режиме!
14 Май, 2025   |   16 Зулькада, 1446

город Ташкент
Фаджр
03:31
Шурук
05:05
Зухр
12:24
Аср
17:24
Магриб
19:37
Иша
21:05
Bismillah
14 Май, 2025, 16 Зулькада, 1446
Новости

«Караван просвещения» охватит все регионы страны

03.12.2024   2647   2 min.
«Караван просвещения» охватит все регионы страны

По инициативе Центра исламской цивилизации при Кабинете министров и Центра духовности и просвещения со 2 по 7 декабря в Каракалпакстане, областях и Ташкенту будут проведены просветительские мероприятия "Маърифат карвони" ("Караван просвещения"), передает darakchi.uz. 
Его цель - популяризация прогресса нового Узбекистана в культурно-гуманитарной сфере, реформ в религиозной и образовательной сфере, донесения сути созидательной работы до широкой общественности.
Мероприятие будет организовано в сотрудничестве с Республиканским центром духовности и просвещения, международными научно-исследовательскими центрами Имама Бухари, имама Мотуриди, имама Термизи, академией наук и хокимиятами областей. 
В рамках Каравана просвещения состоится презентация седьмого перевода Корана “Анворул-Куръон: Файзул-Фуркон" на узбекский язык, переведенного экспертом-профессионалом Центра исламской цивилизации в Узбекистане Мирзо Кенжабеком.
Также нашим соотечественникам планируется бесплатно передать книги и альбомы Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира». Кроме того, планируется презентация документальных и анимационных фильмов о выдающихся учёных исламского мира, таких как Аль-Хорезми, Абу Райхан Беруни, а также показ научно-познавательных видеороликов.
«Маърифат карвони» — это новый проект. Основная цель проекта заключается в повышении знаний интеллигенции и ответственных за духовность и просвещение лиц во всех областях страны. Также проект направлен на ознакомление с работой, проводимой в Центре исламской цивилизации в Узбекистане. Во-вторых, проект включает в себя получение мнений нашей интеллигенции о проведенной работе. Самое главное — это представление реформ, проводимых в Узбекистане, современными методами, — сказал директор Республиканского центра духовности и просвещения Отабек Хасанов.
На встрече было подчеркнуто, что мероприятие должно быть проведено на высоком уровне и эффективно, ответственным лицам были даны указания. Особое внимание было уделено организации показа видеороликов и фильмов, в которых отражены достижения нашей страны в последние годы.

Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана

Новости Узбекистан
Другие посты
Новости

Судьба джадида 

14.05.2025   752   4 min.
Судьба джадида 

Наряду с Махмудходжой Бехбуди, одним из ярких представителей самаркандского джадидского движения был его соратник Ходжи Муин (Шукруллаев), передает «Самаркандский вестник».
Ходжи Муин родился 19 марта 1883 года в махалле «Рухабад» в Самарканде, в семье купца и очень религиозного человека. В семь лет у Муина не стало матери, а когда ему было 12, умер отец. Воспитанием юного сироты занялся его дедушка - Мирсаид Шарифзода, который тогда являлся имамом мечети Рухабад. Дом, где жили Ходжа Муин и его дедушка, находился в непосредственном соседстве с мечетью Рухабад. В настоящее время этот дом и мечеть сохранились. У входа в дом установлен бюст Ходжи Муина Шукруллаева.
Вместе с религиозным образованием, Муин обучается языкам и увлекается поэзией. В своей биографии Ходжи Муин утверждает, что в возрасте одиннадцати лет на него сильно повлияли стихи Яссауи и Машраба, а также некоторые газели из сборника «Тухфат уль-ушшок», тогда он сам начал писать стихи. После окончания учебы Муин владел таджикским, узбекским, арабским языками, и позднее освоил русский, турецкий и азербайджанский языки.
Большое влияние на молодого человека оказало знакомство с молодым, но очень талантливым литератором Саидахмадом Васли, который тогда преподавал в медресе. Васли ввел Муина в литературные круги Самарканда, которые пронизывали идеи просвещения.
Преподавательская карьера Ходжи Муина началась в 1901 году в старой школе. На основе опыта, полученного там, и методики преподавания Абдукадира Шакури, в августе 1903 года он открыл свою новометодную школу в махалле «Ходжа Нисбатдор», где продолжил преподавать исключительно светские науки. Школу он открыл на свои деньги, которые выручал от продажи фруктов из сада.
Литературовед Р. Мукумов, основываясь на интервью с современниками Ходжи Муина, сказал: «Ходжи Муин не собирал средства на обучение детей в школе, а продавал на рынке фрукты, выращенные в собственном саду в селе Деволи. Он не думал о том, чтобы получать прибыль от обучения».
1908 году Ходжи Муин подготовил и издал учебник для новометодных школ «Рахнамои савод» («Путеводитель по знаниям»). В 1913-1916 годах Ходжи Муин совместно с Махмудходжой Бехбуди организовали и издавали газету «Самарканд», а также журнал «Ойна» («Зеркало»).
Ходжи Муин, как и другие джадиды, выступал за развитие национального искусства и литературы, равноправие женщин, реорганизацию деятельности духовенства, преподавание в школах на национальном языке. Он боролся за введение в мусульманских школах нового метода. Ходжи Муин написал ряд пьес, таких как «Туй» («Свадьба»), «Мазлума хотин» («Порабощенная женщина»), «Эски мактаб, янги мактаб» («Старая школа, новая школа»), которые были поставлены в театрах. Его произведение «Мазлума хотин» в 1916 году было переведено на русский язык В. Л. Вяткиным и поставлено на сцене театра.
В 1929 году в ходе массовых репрессий интеллигенции Ходжи Муин был арестован по надуманным обвинениям, наряду с соратниками, и до 1932 года находился в заключении. После освобождения продолжил свою деятельность. В январе 1938 года, в ходе так называемого «Большого террора», Ходжи Муина снова арестовали и приговорили к десяти годам лишения свободы. Для отбывания наказания был сослан в Сибирь, где скончался от истощения 22 июля 1942 года в соликамском лагере ГУЛАГа. Был посмертно реабилитирован в 1956 году.
Автор: Хуршида АШУРОВА, доцент кафедры “Гуманитарные науки и информационные технологии” СамГИИЯ.
 

Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана

Статьи