1314. Усман ибн Хаким радияллаху анху сказал:
«В месяце Раджаб я спросил Саъида ибн Джубайра о посте месяца Раджаб.
Он сказал:
— Я слышал, как Ибн Аббас радияллаху анху говорил: “(Иногда) Посланник Аллаха постился так, что мы думали, что он не будет разговляться. Но (иногда) он и не постился, и мы даже думали, что он не будет поститься”».
Передали четверо.
Пояснение: Сначала познакомимся поближе с Усманом ибн Хакимом радияллаху анху.
Его имя – Усман ибн Хаким ибн Динар ал-Авди, его кунья – Абу Амр ал-Куфи.
Он передал всего два хадиса – от Хасана ибн Салиха и Шарика ибн Абдуллаха.
Усман ибн Хаким скончался на 219-м году хиджры.
Хотя Усман ибн Хаким спросил Саъида ибн Джубайра о посте в месяце Раджаб, он в ответ рассказал о постоянной привычке Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Порой Пророк саллаллаху алайхи васаллам постился много дней подряд и люди даже начинали думать, что он не совершает ифтар. А иногда он долго ходил, не соблюдая пост, и люди начинали думать, что он вовсе перестал поститься. Так было и в месяце Раджаб.
1315. Передается от Муджибы ал-Бахилии радияллаху анха, а она – от своего отца или дяди:
«Он (её отец или дядя) пришел к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. А когда пришел через год, то выглядел совсем иначе. Он сказал:
— О Посланник Аллаха, вы не узнаете меня?
Он алайхиссалам сказал:
— Кто ты?
Тот сказал:
— Я ал-Бахили, который был у вас в прошлом году.
Он алайхиссалам сказал:
— Что так изменило тебя? Ведь ты выглядел прекрасно!
Тот сказал:
— С тех пор, как расстался с Вами, я принимал пищу только по ночам.
Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Зачем ты причинил себе страдания?, — а потом сказал, — Постись в месяце сабр (Рамадане) и один день каждого месяца.
Тот человек сказал:
— Прибавьте мне, у меня хватит сил.
Он алайхиссалам ответил:
— Тогда постись два дня.
Тот сказал:
— Добавьте мне.
Он алайхиссалам ответил:
— Тогда постись три дня.
Тот сказал:
— Добавьте мне.
Он алайхиссалам ответил:
— Тогда постись в некоторых запретных (месяцах), а потом разговейся в некоторых; постись в некоторых запретных, а потом разговейся в некоторых; постись в некоторых запретных, а потом разговейся в некоторых, — и показал, сгибая и разгибая три пальца.
Передали Абу Давуд, Ахмад и Насаи.
Пояснение: Полезные сведения, извлекаемые из данного хадиса:
1. Соблюдение поста круглый год противоречит шариату, это самоистязание.
2. Человек, желающий соблюдать пост нафл, может поститься один, два или три дня каждого месяца, помимо Рамадана.
3. Если это покажется малым, то будет лучше, если он постится по три дня в запретные месяцы. Месяц Раджаб также является одним из месяцев харам, поэтому этот хадис был приведен в данном разделе.
Всевышний Аллах говорит в Священном Куръане:
«Поистине, число месяцев у Аллаха – двенадцать месяцев, (как записано) в Книге Аллаха в день, когда Он сотворил небеса и землю. Из них четыре – запретные (для войны). Это и есть истинная религия. Не причиняйте же в них себе вреда» (сура Тавба, аят 36)
Запретные (харам) месяцы – почитаемые, благословенные месяцы, в которых запрещены военные действия, сражения и вражда. Эти досточтимые четыре месяца – Мухаррам, Зулкаъда, Зулхиджа и Раджаб.
Следовательно, соблюдение поста нафл в месяц Раджаб считается достойным саваба.
Во многих риваятах тем, кто постится в месяце Раджаб, обещаны огромные савабы и воздаяния. Хотя эти риваяты не вошли в известные сборники достоверных хадисов, их можно найти в других сборниках. Поэтому, если есть возможность, лучше соблюдать нафл пост в этот месяц.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф (Серия книг «Хадисы и жизнь», «Книга о посте»), islam.uz
В ведущих малазийских изданиях «Asia News Today» и «Astro Awani» опубликованы статьи о динамичном развитии туристического сотрудничества между Малайзией и Узбекистаном, сообщает ИА «Дунё».
Согласно данным, представленным в статье, туризм сегодня является одним из ключевых и наиболее перспективных направлений двустороннего взаимодействия.
Важным этапом в укреплении партнёрства стало введение безвизового режима сроком до 30 дней для граждан обеих стран. Это решение значительно расширило возможности для путешествий и сделало туризм более доступным как для узбекистанцев, так и для малайзийцев.
Удобное географическое расположение стран усиливает интерес к взаимному туризму: Узбекистан - центр Центральной Азии, Малайзия - важный узел в Юго-Восточной Азии. Дружеские отношения, основанные на взаимном уважении и доверии, а также богатое историко-культурное наследие положительно влияют на развитие туризма между государствами.
Особое внимание уделяется исламскому туризму. Узбекистан активно развивает муслим-френдли инфраструктуру, включая места для молитвы и халяль-френдли гостиницы. Городам Самарканду, Бухаре и Хиве, являющимся центрами исламской цивилизации, отдают предпочтение туристы из Малайзии, Индонезии и Брунея-Даруссалама.
В 2025 году стороны активизировали обмен делегациями. В Узбекистан прибыла крупная малазийская туристическая делегация, включавшая руководителей «MATTA», «BUMITRA», «PAPUH» и представителей более 25 крупных туристических компаний. В свою очередь, узбекская делегация приняла участие в международной выставке «MATTA Fair» в Куала-Лумпуре, где привлекла внимание посетителей культурной программой с участием творческих коллективов из Андижана.
«Развитие авиационного сообщения стало важным фактором роста туристического потока. Прямые рейсы между Ташкентом и Куала-Лумпуром выполняют «Uzbekistan Airways», «Batik Air» и «AirAsia» семь раз в неделю, а с 14 декабря 2025 года открылся прямой рейс на остров Лангкави. Популярность набирает и программа «Умра плюс», позволяющая паломникам посетить святые места Узбекистана перед поездкой в Саудовскую Аравию. Турпоток из Малайзии стабильно растёт - с 4,5 тысяч туристов в 2023 году до 9,5 тысяч в 2024 году», - резюмируют малазийские СМИ.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана