Сайт работает в тестовом режиме!
01 Май, 2025   |   3 Зулькада, 1446

город Ташкент
Фаджр
03:51
Шурук
05:21
Зухр
12:25
Аср
17:16
Магриб
19:23
Иша
20:47
Bismillah
01 Май, 2025, 3 Зулькада, 1446
Статьи

Пост — небесное богослужение

28.03.2025   2948   4 min.
Пост — небесное богослужение

Одним из благ, которым Аллах наделил умму Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, является то, что все богослужения, совершенные ими, он привязал непосредственно к Себе. Каким бы высоким положением ни обладал человек, не будь на то воля Аллаха, он не может вмешаться и по своему усмотрению определить обязательным (фардом) какое-нибудь время для исполнения конкретного поклонения. Для того чтобы намаз стал фардом требуется наступление времени, когда этот намаз  исполняется, а наступление определенного времени связанно с солнцем, а наступление месяца — с новолунием. Начало поста Рамадана связано с обнаружение новолуния. Когда обнаруживается хилал — новолуние, пост становится ваджибом.
 Передается от Абдуллаха ибн Умара радияллаху анху.
 «Пророк саллаллаху алайхи васаллам, говоря о Рамадане, сказал:
— Не поститесь, пока не увидите хилал (народившийся месяц), не завершайте пост, пока не увидите его. Если он не виден вам, ведите счет». Передал Имам Бухари.
Месяцы состоят из 29 или из 30 дней.
Передается от Абдуллаха ибн Умара радияллаху анху:
«Пророк саллалаху алайхи васаллам сказал:
— В этом месяце (в этом году) двадцать девять ночей. Поэтому, не поститесь, пока не увидите его (месяц). Если он вам не обнаружится, доведите счет (дней Шабана) до тридцати». Передал Имам Бухари.
Передается от Ибн Умара радияллаху анху:
«Пророк саллалаху алайхи васаллам сказал: 
— Мы — уммий-сообщество (не умеющие писать и читать), не пишем, и не считаем. Месяц бывает иногда таким, а иногда таким». То есть иногда бывает двадцать девять дней, а иногда — тридцать дней». Передал Имам Бухари.
Уммий  — не умеющий писать и читать, словно новорожденный. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам здесь сказал исходя из состояния арабов того времени, когда большигнство из них были необразованными, не умели читать и писать, вести счет на основе наук о небосводе. Поэтому он учит определять время и сроки богослужения самым удобным способом.
Стало быть, месяц состоит иногда из 29, иногда из 30 дней. Поэтому для точного определения первого дня месяца Рамадан нужно увидеть народившийся месяц Раджаба и Шаъбана, после начать считать дни. Если народившийся хилал Рамадана по некоторым причинам (например, из за облачности) не виден, тогда, по повелению Пророка саллаллаху алайхи васаллам, месяц Шаъбан считается тридцатидневным.
Если люди даже станут поститься в Рамадан 29 дней, Аллах полностью воздаст им за их поклонения, ибо деяния зависят от намерений. Мусульмане повинуются только Аллаху, будь Рамадан 29 дней или 30. В этом же смысле Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорил и про месяц Зулхиджжа.
Передается от Абу Бакра радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Два месяца с праздниками (ийдами) — Рамадан и Зулхиджжа (одновременно) не могут быть неполными». Передал Имам Бухари.
О значении данного хадиса улемы говорили следующее: эти два месяца в один и тот же год не могут быть неполными, то есть двадцатидевятидневным каждый. Если один них будет состоять из 29 дней, то второй будет состоять из 30 дней.
К данному хадису от праведных предков (салафус салихун) приводятся два наиболее известных комментариев, которые приводятся в большинстве ривайатах, переданных от Бухари. Смысл первого из них состоит в том, что эти два месяца не уступают друг-другу в особенности. Второй комментарий заключается в том, что в одном и тоже году эти два месяца одновременно не могут быть (29-ти дневными) неполными. 
Некоторые понимали смысл этого хадиса так: «Рамадан и Зулхиджжа некогда не бывают тридцати дневными». Но их слова были опровергнуты. Для их опровержения достаточно следующих слов Пророка: «Поститесь, увидев хилал, и увидев его, завершайте пост».
 
Перев. Улугбек Файзиев

Автор: islam.uz

Другие посты
Статьи

«Матуридизм - учение толерантности, умеренности и просветительства» 

30.04.2025   2207   4 min.
«Матуридизм - учение толерантности, умеренности и просветительства» 

- под таким девизом в Самарканде будет проводиться международная научно-практическая конференция, посвященная 1155-летию со дня рождения великого мыслителя Имама Абу Мансур Матуриди. Как передает “Самаркандский вестник”, об этом было заявлено во время пресс-конференции, состоявшейся в Самаркандском туристическом центре. 
Перед журналистами выступил с информацией пресс-секретарь Комитета по делам религии при Кабинете Министров РУз Илхом Маърупов.
Отмечено, что на новом этапе развития нашей страны Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев реализует продуманные, последовательные реформы, направленные на обеспечение религиозной толерантности, межнационального согласия и социальной стабильности в обществе, а также на глубокое изучение богатого научного и духовного наследия наших великих ученых и мыслителей. В результате в религиозно-образовательной сфере в последние годы, в Узбекистане сформировалась научная школа матуридиведения.
- В современных условиях, когда усиливается движение радикальных группировок, действующих под прикрытием священной религии ислама, уделяется особое внимание изучению учения Имама Матуриди на международной арене, толерантные идеи школы Матуриди оцениваются как эффективное и действенное средство борьбы с гуманистическими доктринами, сформированными в соответствии с особенностями нашего региона на протяжении веков, - сказал И. Маърупов.
Организаторами предстоящей конференции выступают Комитет по делам религий, международные исследовательские центры Имама Матуриди, Имама Бухари и Имама Термизи, Международная исламская академия Узбекистана, Центр исламской цивилизации и Управление мусульман Узбекистана.
На конференцию приглашены муфтии и религиозные деятели арабо-мусульманских стран, таких как Египет, Турция, Малайзия, Индонезия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Пакистан, Азербайджан, влиятельные исламские ученые, религиоведы, исследователи-матуридисты, историки, философы, государственные и общественные деятели, представители религиозно-просветительской сферы.
- Конференция будет работать по трем направлениям, - пояснил И. Маърупов. - Первая секция посвящена теме «Роль научного наследия Имама Матуриди и его последователей в развитии исламских наук», где пройдут дискуссии и научные обсуждения жизненного пути Имама Матуриди, ученых-матурудитов и последователей, а также по истории развития школы теологии Трансоксании. Вторая секция посвящена теме интерпретации общечеловеческих ценностей в учении матурудизма. Третий раздел посвящен значению учения Матуриди в XXI веке.
В мероприятии ожидается поздравительное Послание Президента Республики Узбекистан участникам международной конференции.
По итогам конференции будет принята итоговая декларация, основанная на предложениях и инициативах влиятельных ученых, направленная на то, чтобы вывести изучение научного наследия имама Матуриди и его учения на новый уровень.
Для участников конференции будут организованы паломнические поездки к достопримечательностям города Самарканда.
Напомним, что Имам Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд аль-Матуруди ас-Самарканди является исламским мыслителем, основателем одной из школ калама - матуридизма, которая оказала значительное влияние на развитие суннитской теологии, особенно среди последователей ханафитского мазхаба. Его учение сочетает рационализм и приверженность текстам откровения, что сделало его одной из самых авторитетных фигур в исламской теологии. Аль-Матуриди сыграл ключевую роль в систематизации исламской теологии, опираясь на разум для объяснения сложных вопросов веры и религиозных практик.
Отметим, что 14 марта 2025 года Президентом Узбекистана было принято Постановление о проведении мероприятий, посвященных 1155-летию со дня рождения Имама Матуриди. Согласно документу, будет осуществлено издание академических переводов трудов Имама Матуриди «Таъвилот ал-Куръон» и «Китоб ат-тавхид» с научными комментариями на узбекском и иностранных языках.

Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана