Священный Коран представляет хадж не просто как индивидуальный долг, а как великое собрание для всеобщего индивидуального и коллективного обогащения, передает IQNA.
В 28-м аяте суры «Хадж» говорится: «Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают имя Аллаха в установленные дни…»; аят, который ясно говорит о высоких целях хаджа. Эти цели носят как религиозный, так и нерелигиозный аспект; это и поминание Бога, и получение выгод. Согласно этому аяту, люди призываются к дому Божьему, чтобы «свидетельствовать о своей пользе», пользе, которую Имам Реза (мир ему) считает охватывающей всех жителей земли, как паломников, так и непаломников.
Эти выгоды выражены в абсолютной форме и не ограничиваются каким-либо конкретным аспектом. Некоторые толкователи, такие как Ибн Аббас, считали их материальными и коммерческими выгодами, основываясь на другом аяте: «Нет на вас греха, если вы будете искать милости от Аллаха» (Корова: 198). Другие считали эти выгоды чисто духовными.
Но на самом деле эти выгоды учитывают как мирскую, так и загробную жизнь.
То есть все духовные блага и материальные результаты, индивидуальные и социальные выгоды, политические, экономические и этические философии.
Главным доводом в пользу этого является абсолютный характер, который существует в аяте и не ограничивается мирскими или загробными выгодами.
Великий сезон хаджа может стать центром пробуждения людей, которые живут в трудных условиях из-за применения удушающей атмосферы. В этом путешествии мусульмане, помимо демонстрации исламского единства, могут, вступая в контакт друг с другом, узнавать о ситуациях в других странах и их политических новостях.
Кроме того, объявление о непричастности к многобожникам во время хаджа согласно аяту: «В день великого паломничества Аллах и Его Посланник объявят людям о том, что Аллах и Его Посланник отрекаются от многобожников» (Покаяние: 3) само по себе отражает политический аспект сезона хаджа и может быть местом и подходящим временем для объявления общей политики исламской уммы.
Одним словом, хадж — это поклонение, в котором дух шлифуется поминанием Бога, разум учится на уроках, тело укрепляется упражнениями, а умма становится сильной благодаря единству, осознанию и знанию врага.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
На территории Джамбайского района Смаркандской области находится 45 археологических и архитектурных объектов. В прошлом году областным управлением культурного наследия на 39 объектах установлены знаки охраны. Однако большинство памятников находится в неудовлетворительном состоянии, а некоторые памятники до сих пор не имеют охранных табличек.
В частности, сгнили колонны мечети Ибрагима-ота, датируемой XIX-XX веками и находящейся в махалле «Кангли». Если они не будут отремонтированы в ближайшее время, объект может серьезно повредиться в снежные и дождливые дни, передает “Самаркандский вестник”.
В махалле «Кукгумбаз» имеется четыре кургана, датируемых I, IX-X вв., но охранные знаки не установлены. Такая ситуация наблюдается на курганах большинства археологических памятников, в том числе мечети Нуш, Боботепа и Уртабуз, которые находятся в неудовлетворительном состоянии. Наблюдаются случаи выпаса скота, добыча песка на территории памятников истории и культуры местным населением.
В районе есть немало святых мест, которые всегда переполнены паломниками. Комплекс шейха Худойдоди Вали, расположенный в селе Газира, является одним из таких мест. Здесь есть кладбище, мавзолей и мечеть, все они носят имя поэта шейха Худойдоди Вали, известного представителя суфийского ордена Яссавия.
Согласно источникам, шейх Худойдоди Вали родился в Кармане (Навоийская область) в 1461 году. Получив начальное образование, он приехал в Самарканд и учился в медресе Улугбека, Джаузании и муллы Мухаммада в Бухаре.
- Духовным наставником шейха Худойдоди на пути знаний и математики был известный представитель ордена Яссавия шейх Джамолиддин Азизон, - говорит заместитель имама мечети Шейха Худойдоди Вали Фахриддин Хужакулов. - Более 50 его учеников под его наставничеством стали влиятельными представителями этого ордена. В частности, от шейха Худойдоди Вали остались ряд трактатов и поэтических произведений. Согласно историческим источникам, такие правители, как Бабур Мирзо, Шейбанихан, Джонибек Султан и Убайдуллаххан считали шейха Худойдоди Вали своим наставником и следовали его советам.
В 2011 году, в честь 550-летия со дня рождения святого, в комплексе были проведены масштабные реставрационные работы, отремонтированы ворота и здания, построен духовный центр, а на месте ханака возведен высокий купольный мавзолей. Была расширена надвратная башня, а со стороны улицы возведена кирпичная стена. В 2014 году на территории комплекса методом хашара и с помощью спонсоров проведены строительные работы. В настоящее время эта благородная работа продолжается, и на территории комплекса возводится новая мечеть.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана