Сайт работает в тестовом режиме!
17 Сентябрь, 2025   |   25 Раби аль-авваль, 1447

город Ташкент
Фаджр
04:46
Шурук
06:05
Зухр
12:23
Аср
16:40
Магриб
18:33
Иша
19:46
Bismillah
17 Сентябрь, 2025, 25 Раби аль-авваль, 1447
Статьи

77 ситуаций, в которых НУЖНО молчать  или Когда МОЛЧАНИЕ — ЗОЛОТО ?!?

28.08.2024   5407   78 min.
77 ситуаций, в которых НУЖНО молчать   или  Когда МОЛЧАНИЕ — ЗОЛОТО ?!?

77 ситуаций, в которых НУЖНО молчать

или

Когда МОЛЧАНИЕЗОЛОТО ?!?

 

В КОРАНЕ

ВСЕВЫШНИЙ АЛЛАХ ПРИЗЫВАЕТ:

 

«А когда читается Коран, то прислушивайтесь к нему и молчите, — может быть, вы будете помилованы!» (сура Преграды 7/204 аят). 

 

НАШ ПРОРОК

РАСУЛУЛЛОҲ САЛЛАЛЛОҲУ АЛАЙҲИ ВАСАЛЛАМ СКАЗАЛ:

¯  «Тот, кто много говорит – много ошибается»;

¯  «Тот, кто верит в Аллаха и в Последний день, пусть говорит благое или молчит»;

¯  «Мусульманин это тот, кто не причиняет другим мусульманам вреда своим языком и своими руками»;

¯  «Слушающий является соучастником того, кто сказал греховное».

 

 

Современная наука… Учёные, ведущие специалисты провели ряд интереснейших экспериментов.

Результаты многолетних научных исследований и системных анализов показали следующие результаты:

 

Ü Некоторые люди умеют молчать. Эти счастливчики знают силу тишины и чувствуют себя по-настоящему комфортно, не произнося ни слова. Но большинству из нас стоит научиться искусству молчать;

Ü Иногда мы говорим слишком много лишних слов, слишком много объясняемся. Если вопрос встречен молчанием, это значит, что оно и есть лучший ответ на него;

Ü Бывают такие моменты в жизни, когда молчание равнозначно выражению сочувствия и сигнализирует о том, что вы понимаете другого человека;

Ü Иногда правильных слов просто не существует;

Ü Боль или горе тяжело унять разговором. А вот показать, как мы заботимся о другом и переживаем за него, очень просто с помощью молчания;

Ü Мы также можем смягчить жёсткость негативного ответа тишиной. Не говоря «нет» напрямую, мы избегаем грубости и многословности;

Ü Возможно, язык тела и жестов зачастую выразительнее слов, произнесённых вслух;

Ü Выражение лица, жесты, зрительный контакт и тон голоса говорят о многом;

Ü Способность расшифровывать и правильно понимать язык тела может стать мощным инструментом, который нужно использовать в повседневной коммуникации: для общения с другими людьми и создания крепких взаимоотношений;

Ü Нас постоянно окружает информационный шум. Новости по радио и ТВ, музыка в лифтах, магазинах и офисах, уведомления на смартфонах и планшетах... Более того, люди вокруг нас тоже никак не унимаются и постоянно говорят. Ощущение того, что мы должны общаться ради общения как такового, чтобы не быть исключёнными из социальной жизни, захватывает с головой. Мы сражаемся с информационным шумом вокруг. А когда держим слово, судорожно пытаемся втиснуть максимум информации в минимум времени. Зато когда мы молчим, то показываем собеседнику, что внимательно его слушаем и с уважением относимся к каждому сказанному им слову;

Ü Обычно коммуникация играет ключевую роль, и слова произносят мгновенно и без размышления, тогда как молчание чаще оказывается забыто и недооценено. Однако стоит помнить, что молчание, на самом деле, может быть одним из наиболее могущественных способов выразить своё мнение;

Ü Один из ключевых аспектов молчания как средства выражения мнения — это возможность глубокого размышления. Когда мы молчим, мы даём себе время для обдумывания ситуации, анализа фактов и выработки осмысленных аргументов. Это особенно полезно в ситуациях, требующих внимательного и взвешенного решения. Вместо того, чтобы навязывать своё мнение моментально, молчание даёт нам возможность прийти к более обдуманной позиции;

Ü Молчание также может служить проявлением уважения к собеседнику. Когда мы молчим и слушаем, мы демонстрируем, что ценим точку зрения другого человека и готовы выслушать её. Это создаёт более благоприятную обстановку для диалога и может способствовать более продуктивному обмену мнениями. Подчас, наилучшим способом выразить своё мнение, является прослушивание для начала мнения других;

Ü Молчание может быть эффективным средством разрешения конфликтов. Когда эмоции накаляются и слова текут из уст слишком быстро, молчание может предотвратить ситуацию от обострения. Позволив себе и собеседнику успокоиться и охладить горячие головы, можно предотвратить ненужные ссоры и недоразумения;

Ü Иногда молчание может быть более эффективным способом выразить свои эмоции, чем слова. В моменты глубокой горести, радости или сострадания, простое присутствие и молчание могут передать гораздо больше, чем даже самые умные фразы. Это особенно актуально в близких отношениях и моментах, когда слова не могут охватить всей глубины чувств;

Ü Когда мы говорим, наши слова могут быть многозначительными, их толкование зависит от множества факторов, включая интонацию, мимику, обстоятельства и отношения между собеседниками. Слова могут быть непонятными, двусмысленными, иногда даже противоречивыми. Словами можно скрыть истинные намерения или, наоборот, их раскрыть;

Ü Молчание, с другой стороны, часто является искренним и беспристрастным. Оно не обладает интонацией, не скрывает и не искажает смысл. Молчание может быть более выразительным и искренним, чем самые точные слова. Оно способно передать эмоции, состояние души, глубину чувств и размышления без использования артикулированных фраз;

Ü Когда человек молчит, это может означать разные вещи. Это может быть проявлением согласия, уважения, размышления, сожаления или глубокой концентрации. Молчание может быть мостом к внутреннему миру человека, позволяя другим понять его на более глубоком уровне;

Ü Особенно важно помнить о силе молчания в тех моментах, когда слова могут быть недостаточно адекватными или неподходящими для выражения наших чувств или мыслей. Молчание может оказаться более понятным и ценным для наших близких, друзей и собеседников, чем даже самые мудрые и красноречивые высказывания. Таким образом, молчание — это средство, которое объясняет нечто гораздо большее и важнее, чем могли бы сказать слова;

Ü Молчание не всегда означает отсутствие активности, невозможность или страх перед общением, как это может показаться на первый взгляд. Вместо этого, молчание может быть проявлением глубокой мудрости и спокойствия внутри человека;

Ü В некоторых случаях, когда человек молчит, это может быть следствием его внутреннего спокойствия и уверенности в себе. Он не ощущает необходимости много говорить или оправдываться, так как у него есть уверенность в своих действиях или мнении;

Ü В моменты конфликта или напряжённости молчание может выражать способность человека к самообладанию. Вместо того, чтобы участвовать в конфликте или вести бесплодную дискуссию, он предпочитает сохранить спокойствие и не реагировать словами;

Ü Иногда молчание может означать, что человек глубоко размышляет над ситуацией или принимает время для внутреннего анализа и самооценки. Он не торопится с ответом, так как стремится прийти к наилучшему и осмысленному решению;

Ü Мудрость часто проявляется в способности выбирать моменты для разговора и молчания. Молчание может означать, что человек осознаёт важность слушания других, а также уважает их точку зрения;

Ü Способность человека промолчать, даже если он уверен в правильности своих доводов или аргументов, указывает на силу его характера и умение эффективно управлять ситуациями;

Ü Это указывает на то, что сила человека не всегда проявляется в его способности добиваться своих интересов насильственным или настойчивым способом. Сила также может заключаться в его способности контролировать свои реакции и действия;

Ü Не знаешь, стоит ли высказаться? Подумай, а есть ли ценность в твоих словах для тех, кто их услышит? Нужны ли они им больше, чем исходный «ноль» — молчание?

Ü Человек может выбрать молчание вместо активного участия в разговоре или споре;

Ü Молчание может быть выбрано даже в том случае, если человек уверен в правильности своих аргументов или мнения, ведь не всегда необходимо доказывать свою точку зрения;

Ü Итак, молчание — это не просто отсутствие слов, но и мощное средство выразить своё мнение и чувства. Оно предоставляет нам возможность размышления, уважения к другим, разрешения конфликтов и эмоционального выражения. Шум и слова могут омрачить истинное выражение смысла, тогда как молчание остаётся могущественным и эффективным способом общения и передачи информации;

Ü По статистике, мужчины говорят в 3 раза меньше, чем женщины. То есть среди мужчин больше тех, кто во время разговора, никогда не забывает известную поговорку: "Молчание — золото", а среди женщин много болтушек, которые общаясь с собеседником, не дают ему вставить и полслова;

Ü Между тем, молчать гораздо полезнее, чем болтать без умолку. Если во время общения с человеком у вас не закрывается рот, вы рискуете не только прославиться болтушкой, но и испортить отношения;

Ü "Вынося сор из избы", обсуждая тонкости своей болезни, финансовое состояние семьи, плохое поведение своих близких и детей с мамой, подругой или коллегой по работе, вы на тонком плане лишаете себя и своих близких семейной защиты и размыкаете связующий вас энергетический канал. Такое нарушение связи и является причиной многочисленных проблем в жизни ваших родных и близких, оно может привести даже к разрыву отношений;

Ü Конечно, молчать, находясь в обществе близких нам людей и друзей, тоже неуместно. Они могут задавать вопросы и отвечать на них нужно, чтобы поддерживать беседу. Но вопросы не исчерпаются, их станет всё больше и больше, если вы не сумеете вовремя замолчать;

Ü Как бы это не было сложно, научитесь больше молчать, чем много говорить. Это очень важно, потому что молчание:

I.     Привлекает внимание. Человек, который в шумной компании молчит, притягивает на себя внимание окружающих. Поэтому если хотите, чтобы к вашим словам прислушивались, то во время разговора всегда старайтесь избегать обсуждения несерьёзных тем и помните, что одним из самых ценных качеств человека является умение говорить только то, что принесёт ему пользу. Вспомните, как вела себя учительница в школе, чтобы унять расшалившихся учеников. Она применяла такой трюк: просто стояла и молча, ждала, пока дети угомонятся. И это действительно помогало.

 II.          Создаёт образ эмпата. Молча слушая собеседника, вы даёте ему возможность выговориться, рассказать то, что у него на душе. Все любят, когда их внимательно слушают, понимают и сопереживают. То есть, проявляют сочувствие. А заработать себе имидж сочувствующего человека можно только молчанием, а не красноречием. Поэтому людей, умеющих "контролировать свой базар", принимают за доброго и заботливого человека. У них всегда много друзей.

III.          Улучшает отношения. Когда вы болтаете без умолку, ваш муж не может сосредоточиться и понять, что вы от него хотите. Поэтому вопреки распространённому мнению, что для наилучшего взаимопонимания супруги должны больше разговаривать, иногда гораздо полезнее просто молча смотреть на мужа "особым" взглядом. И он поймёт, что настало время ему проявить инициативу и обнять вас! Особенно это актуально в случаях, когда вами доминирует не разум, а эмоции, и все ваши слова выражаются в форме гневных эпитетов и ничего хорошего впоследствии не принесут. Если же муж увидит, что вы вместо того, чтобы доказать свою правоту и выразить свои претензии, молчите, он обязательно оценит ваше поведение и поступит так, как вы хотите.

IV.          Всегда, когда вам неудобно кому-то отказать и прямо сказать "нет", лучше ничего не обещайте, а просто не отвечайте и молчите. Молчание спасёт вас от необходимости оправдываться и говорить неправду, а собеседник без слов поймёт, что его просьба неуместна.

V.          Проявление вежливости. Как правило, молчаливые люди воспринимаются окружающими как умные, вежливые и галантные личности. А ведь они ничего для того, чтобы создать о себе такое впечатление у других не делают — просто они внимательно слушают, одобряют собеседника кивком головы и молчат, а не лезут со своими советами и не пытаются доказать своё мнение.

VI.          Молчание может быть красноречиво. Иногда молчание выражает нашу точку зрения намного лучше, чем искусная ораторская речь. Например, ваша подруга рассказывает вам о своих отношениях с супругом, а её поступки вы не одобряете. Не нужно кривить душой или, наоборот, высказать всё то, что вы о ней думаете ей прямо в лицо — просто промолчите!

VII.          Если тема разговора для вас действительно интересна, и вы хотите обсудить её с собеседником глубже, не спешите углубиться в полемику и высказать своё мнение. Лучше просто молчите, слушайте и наблюдайте! Выслушайте сначала аргументы всех участников. Так вы узнаете намного больше, чем будете пытаться одерживать победу в ораторской дискуссии, излагая свою версию. Молчание чаще всего свидетельствует о высоком уме. Молчаливая женщина, производит впечатление спокойной и умной особы, которая умеет себя вести.

Ü Практикуйте умение молчать.

 

 

М О Л Ч А Н И Е — это:

Þ Молчание — это стиль мудрости.

Þ Молчание — признак ума.

Þ Молчание — это тяжелейший труд, которому непросто научиться.

Þ Молчание — это золото, а промолчать в нужный момент — мудрость. 

Þ Молчание и улыбка — это два мощных оружия. Улыбка является способом решения многих проблем, молчание же помогает их избежать.

Þ Молчание всегда красиво, а молчаливый всегда красивее говорящего.

Þ Молчание — это проявление сочувствия.

Þ Молчание — это вежливость.

Þ Единственная мудрость у нас — это молчание и терпение.

Þ Молчание привлекает внимание людей.

Þ Молчание чаще всего свидетельствует о высоком уме.

Þ Молчание может быть очевидным ответом.

Þ Слова говорят, а молчание — объясняет.

Þ Цель музыки — молчание.

Þ В молчании есть мудрость, ведь оно говорит не о беспокойстве, а о спокойствии.

Þ Молчание — это средство, которое объясняет нечто гораздо большее и важнее, чем могли бы сказать слова.

Þ Только тогда молчание — золото, когда есть что сказать. 

Þ Молчание может быть более выразительным и искренним, чем самые точные слова.

Þ Молчание задействует язык тела.

Þ Твой крик слышат все; твой шёпот — лишь самые близкие; твоё молчание — только твой лучший друг.

Þ Услышать молчание в ответ — самое болезненное для женщины.

Þ Совсем не знак бездушья — молчаливость. Гремит лишь то, что пусто изнутри. 

Þ Молчание в качестве ответа — лучший выход из сложной ситуации.

Þ Скромное молчание — лучший довод в споре с руководством.

Þ От всякой беды есть два лекарства — время и молчание.

Þ Молчание — мощный инструмент, который может сделать вас хорошим оратором.

Þ Тишина — это большая сила, которую нужно уметь использовать.

Þ Молчание глупо, если мы мудры, но мудро, если мы глупы. 

Þ Молчание — это чрезвычайно остроумный ответ.

Þ Иногда молчание может быть более мудрым и сильным по сравнению с тем, чтобы всегда стремиться доказать свою точку зрения, убедив других, или быть правым в разговоре или споре.

Þ Молчание иногда является наилучшим выбором для выражения своих мыслей и чувств.

Þ Молчание может быть выбрано даже в том случае, если человек уверен в правильности своих аргументов или мнения, ведь не всегда необходимо доказывать свою точку зрения.

Þ Молчание — это не просто отсутствие слов, но и мощное средство выразить своё мнение и чувства. Оно предоставляет нам возможность размышления, уважения к другим, разрешения конфликтов и эмоционального выражения. Шум и слова могут омрачить истинное выражение смысла, тогда как молчание остаётся могущественным и эффективным способом общения и передачи информации.

Þ Обладать мудростью и не пошевелить рукой (т.е. хранить молчание) — вот истинная самоуглублённость.

Þ Не красота всякой женщины — золото, но ум и молчание.

Þ Молчание — украшение женщин.

Þ Молчание более красноречиво, чем слова.

Þ Молчание — это очень удобная штука. Если им умело пользоваться, а не тупо молчать направо и налево.

Þ Молчание — это не столько золото, сколько деньги.

Þ Молчание — это единственная приемлемая замена мозгам.

Þ Молчание — это аргумент, опровергнуть который почти невозможно.

Þ Молчание — самый надёжный ответ на всякие противоречия, продиктованные дерзостью, вульгарностью или завистью.

Þ Молчание — самый громкий звук. 

Þ Молчание — прибежище простой души, испытавшей всю глубину человеческой скорби. 

Þ Молчание — один из наиболее трудно опровергаемых аргументов.

Þ Молчание — лучший способ ответа на бессмысленные вопросы.

Þ Молчание — лучшее украшение женщины, увы, почти не используемое. 

Þ Молчание — лучшая замена мозгов когда-либо изобретённая.

Þ Молчание — золото, но у всех разной пробы.

Þ Молчание — золото, которое никогда не падает в цене.

Þ Молчание — единственная вещь из золота, не признаваемая женщинами.

Þ Молчание — глубокий нокаут для склочника и провокатора.

Þ Молчание — великий друг, который никогда не изменит.

Þ Спокойствие сильнее эмоций. Молчание громче крика. Равнодушие страшнее войны.

Þ Молчанием ты обезоруживаешь человека.

Þ Молчание хранит не только тайны, но и недостатки. 

Þ Молчание иногда сближает людей больше, чем разговоры. 

Þ Молчание иногда означает самую строгую критику. 

Þ Лучший ответ безумцу — молчание.

Þ Иногда самое лучшее высказывание — молчание.

Þ Иногда молчание бывает выразительнее всяких речей.

Þ И чтобы узнать то, что существует в действительности, надо воспитать в себе молчание, ибо только в нём распускаются на мгновение неожиданные и вечные цветы. 

Þ Иногда, в молчании больше чувств, чем в словах.

Þ Знай, что лучший ответ дуракам — молчание.

Þ Зловещий признак — молчание среди великих бед. 

Þ Женщину украшает молчание.

Þ Если что-то и приближает к истине, так это молчание от недостатка слов.

Þ Единственно правильный ответ на нескромный вопрос — молчание.

Þ Молчать — хорошо, безопасно и красиво!

Þ Долгое ответное молчание не знак согласия, а признак медленной мыслительной деятельности собеседника. 

Þ Для невежды нет ничего лучше молчания. А если он это понял, то он уже не невежда. 

Þ Для многих молчание есть замена мудрости.

Þ Громче всех лают дворняжки, молчаливость и выдержка — признак породы. 

Þ Слушая и сохраняя молчание, ты сделаешься мудрым, так как начало премудрости — есть молчание.

Þ В споре с женщиной самый сильный аргумент мужчины — молчание.

Þ В жизни каждого существуют моменты, когда молчание — величайшая глупость. 

Þ Наиважнейшее из искусств — это искусство красноречивого молчания.

Þ Великий яд для сердца — молчание.

Þ Молчание — такой интересный предмет, что о нём можно говорить часами.

Þ Знай, что самый лучший ответ глупым и невеждам — молчание!

Þ Молчание скрепляет речь, а своевременность скрепляет молчание.

Þ Молчание, на самом деле, может быть одним из наиболее могущественных способов выразить своё мнение.

Þ Молчание не всегда доказывает присутствие ума, но доказывает отсутствие глупости.

Þ Молчание — лучшее оружие против необоснованной атаки.

Þ Молчаливая женщина производит впечатление спокойной и умной особы, которая умеет себя вести.

Þ Молчание… Как часто за тебя приходится платить золотом…

Þ Больше кается людей за слова, чем за молчание.

Þ В конце концов мы сами убедимся, что самое лучшее для нас — хранить молчание.

 

 

 

В МИРЕ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ

v «Молчи, пока ты не в состоянии сказать нечто такое, что полезнее твоего молчания», — эти слова Архимеда дошли до наших дней. Это правило поражает мудростью и простотой.

v Кто рот и язык хранит, тот душу от бед хранит.

v Дипломатом называют человека, который несколько раз подумает, прежде чем промолчать.

v Наша самая большая сила заключается в доброте и нежности нашего сердца.

v Большая сила в человеке, который сможет промолчать, даже если он прав.

v Научился говорить — значит, вырос. Научился молчать — значит, поумнел.

v Если ты не воспитан и молчишь, то воспитан, если же воспитан и молчишь, то прекрасно воспитан.

v Не всякую правду сказать можно: об одной умолчи ради себя, о другой — ради другого.

v Не знаешь — молчи! Знаешь — помалкивай!

v Некоторые вещи лучше держать при себе. Три вещи, которые никогда нельзя рассказывать другим:

Арабские мудрецы считали, что для того, чтобы жить счастливой жизнью, нужно руководствоваться всего 3 основными принципами:

Первая мудрость: «Если у тебя что-то болит — молчи! Иначе ударят именно туда».

Вторая мудрость: «Не говори своему другу того, что не должен знать твой враг!».

Третья мудрость: «Не жалуйся!».

v Не верь тому, кто говорит красиво в его словах всегда игра. Поверь тому, кто молчаливо творит красивые дела.

v Учи своих детей молчать! Говорить они научатся сами.

v Молчaние молчанию — pознь: одни мoлчат от непонимaния, другие — cлишком хоpошо всё понимают и потoму молчат…

v Терпение означает удержание души от жалобы иному, кроме Бога.

v Язык твой подобен льву, который сидит в засаде в ожидании, чтобы напасть на тебя. Он бросится на тебя, как только его отпустят, поэтому удерживай его от неподобающей речи, надев на него уздечку молчания. Это – то, что тебя спасёт.

v Если ты заметишь, что сердце твоё стало чёрствым, тело слабым, а удел твой уменьшился – знай, что ты высказался о том, что тебя не касается.

v Пусть твой язык не говорит то, из-за чего поломают твои зубы.

v Остерегайся речи, от которой нет пользы ни для этого, ни для того миров! Поистине, это делает отчёт Судного дня долгим.

v Ты молчишь лучше, чем говоришь.

v Не принимайте чьё-то молчание как гордость, возможно, он занят борьбой с самим собой.

v Надо уметь молчать вообще обо всём, что имеет значение лишь для тебя одного. 

v Мы грешим словом и когда молчим, а надо бы говорить, и когда говорим, а надо бы молчать.

v Музыка стоит на втором месте после молчания, когда речь идёт о том, чтобы выразить невыразимое.

v Я знаю достаточно, чтобы промолчать.

v Я часто раскаиваюсь в том, что говорил, но редко сожалею о том, что молчал.

v Часто, когда два человека молчат, это молчание бывает гораздо значительнее, чем разговор. 

v Храните молчание! Пусть говорят факты! Не даром человеку даны двое ушей и один язык.

v Умный отличается от умника тем, что может промолчать.

v Умная жена, пока разгневанный муж кричит и бранится, хранит молчание, и лишь когда он умолкает, заводит с ним разговор, чтобы смягчить его и успокоить.

v Умением говорить выделяются люди из мира животных. Умением молчать выделяется человек из мира людей.

v Тщеславные люди — плохие дипломаты: они не умеют молчать.

v Трудно молчать, ещё труднее промолчать.

v Тот, кто не понял вашего молчания, вряд ли поймёт и ваши слова.

v Сохраняй молчание, когда все говорят, говори тогда, когда слова твои про любовь, даже сквозь слёзы.

v Смирением и молчанием мы побеждаем гнев… если кто-нибудь заденет тебя словом — не отвечай.

v Сказав, часто в том раскаиваешься, а промолчав — никогда.

v Родители учат детей разговаривать, дети родителей учат молчать.

v Печаль выходит молчанием и слезами. 

v Оскорбления, встреченные презрительным молчанием, умолкают; раздражаться же по их поводу — значит отчасти признать их значительность.

v О, если бы вы только молчали! Это было бы вменено вам в мудрость.

v Ничто так не бесит женщину, как молчание мужа.

v Нет ответа более унижающего, чем презрительное молчание.

v Неважно кто и что говорит за твоей спиной. Важно то, что когда ты обернёшься, все будут молчать. 

v Не нужно принимать молчание за игнорирование, спокойствие за бездействие, доброту за слабость.

v Иногда можно без слов сказать намного больше, чем ими. 

v Многословие оступается часто, молчание — никогда. 

v Мне часто приходилось раскаиваться в своих словах, но ни разу я не пожалел о том, что промолчал.

v Любовь — одно из тех страданий, которые невозможно скрывать; одного слова, одного неосторожного взгляда и даже молчания достаточно, чтобы выдать его.

v Лучше разумно молчать, чем глупо говорить.

v Лучше смолчать, чем худое молвить.

v Лучше помалкивать и казаться дураком, чем открыть рот и окончательно развеять сомнения. 

v Кому язык послушен, тот часто молчит. 

v Кое-чего набираешься, пока молчишь, потому что, когда молчишь, много думаешь. 

v Иной раз легче добиться ответа молчанием, чем задавая вопросы. 

v Иногда, лучше молчать и казаться идиотом, чем открыть рот и доказать это. 

v И глупец, когда молчит, может показаться мудрым.

v Зачем брать в руки оружие, если бывает достаточно молчаливого взгляда, чтобы поправить дело.

v Желание высказаться почти всегда бывает сильнее, чем желание чему-нибудь научиться.

v Если ты неуч и молчишь, то ведёшь себя умно, если же учён и молчишь, то глупо. 

v Если ты не можешь тотчас же утишить гнев, удержи язык! Помолчи — и ты скорее успокоишься.

v Если каждый будет молчать, будет ровно такой же хаос, как если каждый будет говорить. 

v Если жена молчит, её лучше не перебивать. 

v Если долго молчать, люди попросту перестают тебя замечать.

v Если бы вы знали, как редко нас понимают правильно, вы бы чаще молчали.

v Если вам ответили молчанием, это ещё не значит, что вам не ответили. 

v Должно быть время говорить и должно быть время молчать. Но не должно быть времени болтать. 

v Два года необходимо человеку для того, чтобы научиться говорить и шесть десятков лет только для того, чтобы научиться молчать. 

v Даже в его молчании были грамматические ошибки.

v Господь того карает, кто невпопад, не вовремя болтает, когда ему пристало бы молчать.

v Говори о том только, что тебе ясно, иначе молчи.

v Всегда сохраняй меру и в речи, и в молчании! 

v Большая река течёт тихо, умный человек не повышает голоса.

v Кто много говорит, тот часто терпит неудачу.

v Глубокие реки неслышно текут.

v Оставь мутную воду в покое, и она станет чистой и прозрачной.

v Ты никогда не пройдёшь свой путь до конца, если будешь останавливаться, чтобы бросить камень в каждую тявкающую собаку.

v Человека делает человеком в большей степени то, о чём он умалчивает, нежели то, что говорит.

v Не слишком разжигайте печь для своих врагов, иначе вы сгорите в ней сами!

v Ты можешь пройти тысячи километров, перечитать множество книг, услышать несчётное количество слов и не найти того, что ищешь. А можешь прекратить поиск, остановиться и послушать сердце. Услышав его, найти всё, что искал, в собственном вздохе.

v Так много знал, что с ним можно было помолчать на любую тему.

v Для невежды нет ничего лучше молчания; но если бы он знал, что для него лучше всего, не был бы он невеждой.

v Тот, кому повинуется язык, очень часто вынужден молчать.

v Не бойся того, кто в гневе кричит, а бойся того, кто в гневе молчит!

v Как ничтожно мало тех, кто способен держать язык за зубами!

v Право молчать постепенно становилось обязанностью...

v Трудно разумному долгий вести разговор с дураками. Но и всё время молчать — сверх человеческих сил.

v Иногда лучше промолчать, чем сказать глупость. Но иногда молчание и есть глупость.

v Такт — редкая способность хранить молчание, когда двое друзей спорят и вы знаете, что оба они неправы.

v Согласия на молчание добиваются криком.

v Люди скорее согласятся себя чернить, нежели молчать о себе.

v Молчащего глупца смешают наконец с безмолвным мудрецом.

v Я предпочитаю молчать, нежели соглашаться или не соглашаться с тем, чего не знаю.

v Люди молчат когда есть о чём подумать.

v Чтобы держать язык за зубами, нужно иметь зубы.

v Не говори, если оно того не стоит.

v Красивых любят чаще и прилежней, весёлых любят меньше, но быстрей, — и молчаливых любят, только реже, зато уж если любят, то сильней.

v Мудрые люди говорят, потому что им есть что сказать, а глупцы — потому что они должны что-то сказать.

v Кто не умеет молчать, пока не настанет пора говорить и действовать, тот не настоящий человек.

v Лучше хранить молчание до тех пор, пока не спросят, чем говорить до тех пор, пока не попросят замолчать.

v Не умеет молчать тот, кто не умеет говорить. 

v Воистину тот славен и велик, кто в гневе удержал язык.

v Язык у человека мал. А сколько жизней он сломал…

v У короткого ума — длинный язык.

v Два года человек учится говорить, а потом всю оставшуюся жизнь — молчать.

v Чем больше человек молчит, тем больше он начинает говорить разумно.

v Тот, кому есть что сказать, всегда молчит.

v Где мало слов, там вес они имеют.

v Сначала трижды подумай, а потом промолчи!

v Последнее слово за теми, кто помалкивает. 

v Говорить учимся мы у людей, молчать — у ангелов.

 

 

Современные психологи готовы предложить десятки причин сдерживать желание высказаться...

КОГДА молчать? Когда НАДО молчать?

1)       Не надо лишних слов и фраз — они решают жизнь подчас!

2)       Молчите — когда читается Коран!

3)       Молчите — когда говорят родители!

4)       Молчи, если ругают родители!

5)       Молчи — когда говорит учитель!

6)       Молчи — когда учат старшие!

7)       Молчите — когда говорят старшие!

8)       Молчите — когда объясняют наставники!

9)       Молчи — когда говорит твой шеф!

10)      Молчите — когда говорят профессионалы!

11)      Молчи, если никто не просил поделиться своей точкой зрения!

12)      Не обсуждай то, что тебя не касается!

13)      Молчите в пылу гнева!

14)      Молчите, если Ваши слова могут обидеть человека!

15)      Молчите — когда у Вас нет всех фактов!

16)      Молчи — когда не знаешь всю историю целиком!

17)      Молчите — когда не проверили факты!

18)      Молчи — когда не нужен твой совет!

19)      Молчанье — щит от многих бед, а болтовня — всегда во вред.

20)      В чужие разговоры не вмешивайся!

21)      Что знаешь — молчи!

22)      Что слышишь — молчи!

23)      На вопросы отвечай, но много не говори!

24)      Что хочешь делать — обдумай один с молитвой! А другим раньше времени не говори, пока не сделал!

25)      Если хочешь, чтобы о чём-то молчали, молчи первый!

26)      Не высказывай людям их недостатков!

27)      Задели самолюбие твоё или укорили тебя — перемолчи!

28)      Несправедливы к тебе — скажи тихо и спокойно.

29)      Сам резко не говори и не возбуждайся!

30)      Молчите — когда больно!

31)      На всё смотри «как Бог даст!», «На всё — Его святая воля!». Всегда помни Бога и молись!

32)      Соблюдай «режим тишины», если находишься на взводе и можешь наговорить лишнего!

33)      Если ты уверен, что сказанное кому-то поможет, то смело говори. Если сомневаешься — промолчи!

34)      Если понимаешь, что первично именно твоё желание высказаться, а не намерение изменить что-то своими словами к лучшему — не стоит открывать рот, ни к чему хорошему это не приведёт. Следуй правилу Архимеда — и, будь уверен, вскоре прослывёшь очень умным человеком, который никогда не сотрясает воздух попусту!

35)      Молчите, если Ваши слова могут навредить дружбе!

36)      О чём невозможно говорить, о том следует молчать.

37)      Молчите — когда Ваши слова могут задеть слабого человека!

38)      Когда за словом дела нет — лучше молчать!

39)      Молчите, если не можете сказать без крика!

40)      Молчите когда говорит Ваш собеседник.

41)      Молчите, если бы Ваши слова произвели неправильное впечатление!

42)      Молчите — когда чувствуете, что захотите критиковать!

43)      Когда не знаешь, что сказать — молчи!

44)      Молчи — когда ты чувствуешь, что слишком эмоционален!

45)      Молчи, если твои слова могут разрушить отношения.

46)      Многозначительное молчание лучше бессмысленных слов!

47)      Молчи — чем громко всех винить подряд, когда ты сам же виноват!

48)      Молчи — когда бывает ясно всё без слов!

49)      Молчи — когда есть соблазн пошутить о грехе!

50)      Молчи, если бы тебе было стыдно твоё слово позже!

51)      Не надо злость свою срывать — лучше молчи!

52)      Молчи — когда вопрос не в твоей компетенции!

53)      Молчи — когда к ответу не готов!

54)      Молчи — когда есть соблазн сказать откровенную ложь!

55)      Молчи, если твои слова повредят чужой репутации!

56)      Молчи — когда сам знать никак не мог!

57)      Молчи — когда тебе дискомфортно!

58)      Молчи, чем спор вести до хрипоты, в котором прав совсем не ты!

59)      Молчи, если твои слова будут отражением твоих бедных друзей и семьи!

60)      Молчи, чем всегда во всём рубить с плеча!

61)      Лучше молчать — если словами не вернёшь любовь!

62)      Лучше молчать, чем делать вид, что ты знаток!

63)      Молчи — когда у тебя есть соблазн льстить злому человеку!

64)      Молчи — когда сжимает сердце боль!

65)      Лучше молчи, чем не подумав сгоряча!

66)      Молчи — когда не знаешь!

67)      Молчи — когда говорит ребёнок!

68)      Молчи — когда тебе критично!

69)      Лучше молчать, чтоб сплетня дальше не пошла!

70)      Молчи, если ты уже сказал больше, чем один раз!

71)      Молчи, если тебе позже придётся съесть свои слова!

72)      Иногда надо замолчать, чтобы тебя выслушали.

73)      Молчи, чтобы тайна вечной быть могла!

74)      Молчи, когда обидно до слёз!

75)      Когда обижен судьбою — надо молчать и обращаться ко Всевышнему.

76)      Молчи — когда пора слушать!

77)      Молчи — когда ты должен вместо этого работать!

 

 

Мы то и дело говорим и знаем что и как сказать...

Но в жизни лучше часто нам самимЕЩЁ ВАЖНЕЙ УМЕТЬ

М О Л Ч А Т Ь !

 

АКТУАЛЬНО в наше сегодняшнее турбулентное время. И ВСЕГДА!!!

 

Иброҳимжон домла Иномов

 

Другие посты
Новости

Глава государства выступил на открытии VIII Съезда лидеров мировых и традиционных религий

17.09.2025   417   21 min.
Глава государства выступил на открытии VIII Съезда лидеров мировых и традиционных религий

В начале своей речи Президент поприветствовал авторитетных духовных лидеров мира и других участников, прибывших на форум в Астану.

– Сегодняшняя ситуация на планете характеризуется ростом напряженности и ухудшением глобальной повестки. Значительно возросло количество различных конфликтов. Этот нестабильный период тяжело сказывается на всем человечестве. К сожалению, все чаще вспыхивают военные столкновения. Нам следует извлекать верные уроки из прошлого, стремиться к конструктивному и открытому диалогу. Иного способа прийти к согласию не дано. Поэтому роль нынешнего Съезда лидеров мировых и традиционных религий можно назвать исключительной. Вас можно назвать посланниками мира, действующими под знаменем гуманизма. Объединенные общими интересами, вы стремитесь направить человечество на достижение благих целей. Выражаю вам за это искреннюю признательность, – сказал Касым-Жомарт Токаев.

По словам Главы государства, с самого начала своей деятельности Съезд служит уникальной площадкой для открытого обсуждения ключевых вызовов современности. В соответствии с рекомендациями участников Секретариат разработал и приступил к реализации Концепции развития Съезда до 2033 года.

– Документ определяет наши общие цели – обеспечение мира, созидательное сосуществование, утверждение приемлемых для всех нравственных ориентиров. Все они особенно важны на фоне беспрецедентной геополитической напряженности. Весьма ценно и то, что итоговые декларации Съезда распространяются в качестве официальных документов на Генеральных Ассамблеях ООН. Надеюсь, 80-я юбилейная сессия не станет исключением, – отметил Президент.

Касым-Жомарт Токаев обратил внимание на то, что территория Казахстана исторически была перекрестком культур и местом взаимообогащения разных цивилизаций.

– На казахской земле сменяли друг друга и мирно сосуществовали все основные мировые религии и конфессии. И в современном Казахстане мы прилагаем все усилия для сохранения и развития этих традиций. Наша страна обладает большим опытом укрепления межэтнического и межрелигиозного согласия. Основа казахстанской модели этнической и религиозной толерантности – это универсальный принцип «единства в многообразии». Данный подход в полной мере нашел отражение в деятельности уникального даже по мировым меркам института Ассамблеи народа Казахстана. Исторически обусловленные толерантность, солидарность, широта взглядов нашего народа сегодня успешно воплощаются в миролюбивой, сбалансированной внешней политике Казахстана. Эта политика основана на доверии, диалоге и сотрудничестве. Убежден, эти универсальные ценности и принципы важны для всех народов и государств, – подчеркнул Президент.

Глава государства сообщил, что накануне в рамках Съезда прошла Специальная сессия Альянса цивилизаций ООН по защите религиозных объектов. Он поблагодарил высокого представителя Альянса Мигеля Анхеля Моратиноса за неизменную приверженность продвижению глобальной гуманистической повестки.

– Защищая религиозные святыни и символы, мы, по сути, защищаем саму основу человеческой цивилизации. В Казахстане действуют около четырех тысяч религиозных объединений, представляющих 18 конфессий. У нас бережно сохраняются и поддерживаются такие святыни, как мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи, входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, древние и современные мечети, православные и католические храмы, буддийский центр в Алматы и синагоги, включая «Бейт Рахель Хабад Любавич». Государство заботится о сохранности всех сакральных мест, представляющих особую ценность для верующих. В этой связи отмечу подземную мечеть Бекет Ата в Мангистау, буддийские петроглифы Тамгалы-Тас на берегу реки Или, могилу раввина Леви-Ицхака Шнеерсона в Алматы, озеро Мариямколь в Северном Казахстане, особо почитаемое у католиков. Святые места объединяют людей разных вероисповеданий, сохраняя связь поколений и духовную преемственность. Поэтому для нас это не просто памятники архитектуры и истории, а символы мира, взаимного уважения и культурного многообразия нашего народа, – сказал он.

По словам Касым-Жомарта Токаева, со времени проведения предыдущего Съезда в мире набрали обороты крайне негативные тенденции, которые некоторые политики и эксперты уже назвали кризисом цивилизаций.

– Как по Киплингу: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и они никогда не сойдутся вместе». На поверхности, если следовать последним событиям в ряде крупнейших государств, такой вывод может показаться верным. Но никогда нельзя сбрасывать со счетов и политический фактор или, другими словами, концепцию и практику государственного строительства правящих властей. Их политика далеко не всегда является рациональной, конструктивной в плане развития мирного диалога и взаимодействия культур, религий, мировоззрений. Серьезную обеспокоенность вызывает набирающая силу тенденция практического сращивания ультранационализма и патриотизма. Происходящее на наших глазах смещение понятий дезориентирует молодежь. С другой стороны, мы наблюдаем тревожную тенденцию столкновения правоконсервативной и либеральной идеологий, что приводит к политической дестабилизации в ряде государств. В Казахстане всем этим по сути мировым проблемам уделяется повышенное внимание, они стоят в самом центре нашей внутренней политики. Считаю принципиально важным проводить политику межэтнической, межрелигиозной, межнациональной толерантности и взаимного уважения. Все попытки подорвать, очернить такую политику «единства в многообразии», включая свободное применение на государственной службе и в общественных местах языков постоянно проживающих в нашей стране народов, пресекаются и будут получать должную правовую оценку в соответствии с концепцией «Закон и Порядок», – отметил Глава государства.

Далее Президент остановился на масштабных преобразованиях, осуществляемых в Казахстане в последние годы и направленных на формирование более устойчивой, открытой и справедливой политической системы.

– Значительно усилена сфера защиты прав человека: создан Конституционный Суд, укреплен институт омбудсмена, принят ряд специальных законов и указов. Своеобразным венцом политических реформ стала конституционная реформа 2022 года, поддержанная на общенациональном референдуме большинством граждан. Во главу угла мы поставили формулу «сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство». Принципиальными новеллами стали введение однократного семилетнего срока для Президента, а также запрет близким родственникам Главы государства занимать политические должности. Кроме того, в недавнем Послании народу Казахстана мною выдвинута инициатива формирования в стране однопалатного Парламента. Данное предложение базируется на стремлении продолжить модернизацию политической системы в соответствии с чаяниями граждан. Обеспечение стабильности в обществе и безопасности граждан на основе концепции «Закон и Порядок» – это ключевой момент нашей внутренней политики, – заявил Касым-Жомарт Токаев.

Глава государства отметил, что сквозной линией его Послания стала идея тотальной цифровой модернизации национальной экономики с фокусом на широкое внедрение инноваций, прежде всего, технологии искусственного интеллекта.

– Представленные мною в Послании планы развивают начатые в последние годы структурные реформы в казахстанской экономике. Речь идет о создании в стране нового индустриального каркаса. Начата поэтапная модернизация энергетической и коммунальной инфраструктуры. Территория Казахстана, по сути, является ключевым сухопутным коридором между Востоком и Западом, Севером и Югом. Поэтому особое внимание уделяется укреплению нашего транспортно-транзитного потенциала. Ставка сделана на запуск нового инвестиционного цикла и поддержку предпринимательской инициативы граждан. Для этого государство совершенствует инвестиционный климат и бизнес-среду. В развитии национальной экономики мы сочетаем масштабные государственные вливания и крупные частные инвестиции. При этом исходим из того, что главное богатство страны – это люди. Поэтому государством приняты комплексные меры для укрепления человеческого потенциала. На новый уровень вышла всесторонняя поддержка педагогов, врачей, ученых, инженеров, молодежи. Этот год в Казахстане объявлен Годом рабочих профессий. Данное решение подчеркивает важность утверждения в нашем обществе трудолюбия как важнейшего принципа жизнедеятельности. Мы вкладываем значительные средства в строительство новых школ, развитие высшего образования, науки, спорта, креативной индустрии, модернизацию системы здравоохранения и социальной защиты. Принимаются меры для повышения экологической культуры в обществе. В прошлом году запущен общенациональный проект «Таза Қазақстан» («Чистый Казахстан»), в этой акции на регулярной основе участвуют миллионы наших граждан. Во всей этой работе нашим главным ориентиром и образом будущего является идея построения Справедливого, Чистого, Безопасного, Сильного, Цифрового Казахстана – государства ответственных граждан, страны возможностей и прогресса, – сказал Президент.

Касым-Жомарт Токаев указал на то, что в мире не только усиливаются межкультурные противоречия, но и не спадает накал торговых и санкционных войн, вместо всеобщего разоружения разворачивается новая гонка вооружений.

– Ведущиеся в разных уголках планеты гибридные войны не имеют четких линий фронта, но несут значительные человеческие жертвы, провоцируют многочисленные потоки беженцев, наносят огромный ущерб мировой экономике. Сильное беспокойство вызывает риск ядерного конфликта, вероятность такого Армагеддона оценивается экспертами как максимально высокая за последние десятилетия. К большому сожалению, в мире вместо конструктивных инициатив и политики разрядки набирает обороты конфронтационное мышление, расширяются геополитические разломы, растет социальное напряжение. В таких непростых реалиях на первом плане должна быть конструктивная дипломатия как главный инструмент развития диалога, преодоления взаимного отчуждения и повышения доверия на международной арене, – подчеркнул он.

По словам Главы государства, большие надежды возлагаются на религиозных лидеров, которые несут особую ответственность за развитие межцивилизационных обменов и укрепление доверия между людьми и обществами.

– Уверен, религиозные лидеры сделают все возможное, чтобы предотвратить скатывание мира в пучину хаоса, напомнив многим политикам о здравом смысле, доброй воле и нравственной ответственности. На глобальном уровне уже есть такие вдохновляющие примеры. Съезд лидеров мировых и традиционных религий, Документ о человеческом братстве, Мекканская декларация, Бахрейнский форум, Дом семьи Авраама в Объединенных Арабских Эмиратах – все эти инициативы показывают, что религия становится мощной консолидирующей силой, когда мы действуем сообща. Такой опыт нужно развивать и масштабировать, – призвал Касым-Жомарт Токаев.

Затем Глава государства представил видение Казахстаном перспективных направлений укрепления межрелигиозного и межкультурного диалога. Первым приоритетом Президент считает важность задействовать потенциал духовной дипломатии на уровне международных и региональных организаций.

– Предлагаю обсудить ранее обнародованную мною идею «Движения за мир» под эгидой Съезда. Религиозные иерархи могли бы стать моральным ядром данного движения с нейтральным, неполитизированным призывом к прекращению насилия и поиску мирных решений. Эта инициатива, основанная на общечеловеческих ценностях святости жизни, сострадания и милосердия, может объединить не только широкие массы верующих, но и политиков, представителей международных организаций, негосударственных структур, экспертов, молодежь. Голос в защиту мира должен звучать настойчивее, и такие площадки, как Съезд, призваны этому способствовать. Большие надежды по-прежнему возлагаются на Организацию Объединенных Наций, которая остается незаменимой глобальной платформой. Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность государствам – членам ООН за поддержку предложения Казахстана о создании в Алматы Регионального центра ООН по целям устойчивого развития для Центральной Азии и Афганистана. Важно также усиливать роль таких региональных структур, как СВМДА, ОИС, ОБСЕ, ШОС, СНГ, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Лига арабских государств, – заявил он.

Касым-Жомарт Токаев считает, что религиозные конфессии во все времена помогали людям преодолевать жизненные трудности и невзгоды. Поэтому, говоря о высоких духовных материях, нельзя упускать из виду и вопросы, связанные с «хлебом насущным».

– Несмотря на значительный прогресс, человечество продолжает сталкиваться с множеством гуманитарных вызовов. Миллионы людей все еще страдают от голода, эпидемий, деградации окружающей среды и изменений климата. Казахстан прилагает серьезные усилия для сокращения бедности, решения экологических проблем и оказания гуманитарной помощи. Данные проблемы планируются обсудить в ходе Регионального саммита в Астане по вопросам экологии и устойчивого развития в апреле следующего года. Наша страна – самая северная и самая большая по территории часть исламского мира. Тридцать лет назад мы вступили в Организацию исламского сотрудничества. В рамках этого авторитетного объединения Казахстан стал инициатором создания Исламской организации по продовольственной безопасности. Религиозные деятели исстари вдохновляют и наставляют людей на благие дела и проявление сострадания к нуждающимся. Религиозные общины вносят большой вклад в достижение Целей устойчивого развития, запуская гуманитарные миссии и добровольческие программы, открывая школы и больницы, поддерживая молодежь и уязвимые группы, продвигая климатическую повестку и вопросы миграции. Это еще раз доказывает, что у религий и в XXI веке есть мощный созидательный потенциал, который необходимо использовать в полной мере, – отметил Президент.

Глава государства напомнил, что духовные традиции всех народов учат беречь природу и жить в гармонии с окружающим миром. По его словам, климатические изменения и их пагубные последствия – это не столько научный или экономический вопрос, сколько фундаментальный нравственный вызов.

– Перед лицом потенциальной экологической катастрофы критически важно усилить международное единство и координацию усилий на глобальном и региональном уровнях. Поэтому предлагаю в рамках Съезда обсудить инициативу о разработке совместного документа о роли религиозных лидеров в борьбе с климатическими изменениями. В документе можно было бы зафиксировать общие принципы экологической ответственности, базирующиеся на духовных традициях с особым акцентом на поддержку уязвимых регионов, – сказал Касым-Жомарт Токаев.

Президент также прокомментировал вопрос о соблюдении этических норм в условиях начала новой технологической эпохи.

– Искусственный интеллект, большие данные, биоинженерия и другие революционные новации кардинально меняют все сферы жизнедеятельности людей. Но этические нормы не успевают адаптироваться к высокой динамике технологического прогресса. Возникают такие новые вызовы, как защита свободы выбора и приватности частной жизни, обеспечение цифрового равенства и безопасности использования искусственного интеллекта и многие другие дилеммы. Убежден, что религиозные лидеры как хранители нравственных ценностей и идеалов должны участвовать в обсуждении цифрового будущего человечества. Любая технология должна работать на благо людей, для этого необходим постоянный диалог духовных лидеров, ученых и технократов-инженеров. В развитии искусственного интеллекта мы видим хорошую возможность для динамичного прогресса страны. Вместе с тем прекрасно осознаем особую важность соблюдения этических норм, поэтому открыты к широкому сотрудничеству в данной сфере. Предлагаю создать Межрелигиозную комиссию по этике развития искусственного интеллекта, которая займется разработкой свода универсальных принципов ответственного использования нейросетей и других прорывных технологий. Речь идет о своеобразных «заповедях для алгоритмов», которые подразумевают уважение к человеческому достоинству, недопустимость дискриминации, контроль над решениями, носящими судьбоносный характер, – отметил Глава государства.

Как подчеркнул Президент, все основные религиозные традиции провозглашают общие гуманистические ценности: милосердие, справедливость, любовь к ближнему, миролюбие. Казахстан подтверждает приверженность этим ценностям, отвергая любые попытки использовать религии для оправдания насилия, экстремизма и ненависти.

– Сегодня все больше мыслителей говорят о постсекулярной эпохе – времени, когда религия вновь станет важным фактором общественной и политической жизни. Наш Съезд старается идти в ногу со временем. Мы усиливаем диалог представителей религий с научно-экспертным сообществом. Синтез духовной мудрости и экспертных знаний может стать ключом к нахождению эффективных решений актуальных глобальных и региональных проблем, – заявил Касым-Жомарт Токаев.

Глава государства отметил, что возлагает большие надежды на молодежь.

–  Подрастающее поколение должно расти в духе глубокого уважения к представителям всех религий и культур. Современная молодежь сталкивается с множеством вызовов. Несмотря на различия в убеждениях и мировоззрении, молодых людей объединяют общие заботы. И это значит, что искать пути решения нужно сообща. Именно поэтому в рамках Съезда уже во второй раз проводится Форум молодых религиозных лидеров. Его участники продемонстрировали готовность к открытому обмену мнениями и совместной работе. Мы видим, как формируется новое поколение духовных лидеров, и наша общая обязанность – оказать им поддержку. У нашего народа есть хорошая пословица: «Төртеу түгел болса, төбедегі келеді» («Тем, кто сплочен, покорятся даже самые высокие вершины»). Действительно, только объединив усилия, мы сможем противостоять глобальным вызовам. Мы собрались в Астане уже в восьмой раз. Это свидетельствует об общих устремлениях религиозных лидеров и подтверждает их готовность сообща противостоять угрозам, стоящим перед всем человечеством. Пусть атмосфера уважения и дружбы, царящая здесь, ведет весь мир к согласию! Давайте вместе идти к достижению благих целей, – подытожил Президент.

В ходе заседания Съезда лидеров мировых и традиционных религий Президент Касым-Жомарт Токаев вручил ряду участников форума государственные награды, Астанинскую международную премию за вклад в межрелигиозный диалог, почетную медаль Съезда, а также отличительные знаки Послов доброй воли.

Ордена «Достық» ІІ степени удостоены председатель Всемирной федерации даосизма (КНР) Ли Гуанфу, президент университета Somaiya Vidyavihar (Индия) Самир Шантилал Сомайя.

Медалью «Шапағат» награжден президент Организации исламской культуры и связей Исламской Республики Иран Мухаммад Мехди Иманипур.

Астанинская международная премия за вклад в межрелигиозный диалог вручена заместителю Генерального секретаря ООН, высокому представителю Альянса цивилизаций ООН, специальному посланнику ООН по борьбе с исламофобией Мигелю Анхелю Моратиносу.

Почетной медалью Съезда лидеров мировых и традиционных религий награждены:

1. верховный муфтий Арабской Республики Египет Назир Мухаммед  Аяд;   

2. председатель Духовного управления мусульман Республики Татарстан Камиль Самигуллин;

3. председатель Совета Улемов Республики Таджикистан Саидмукаррам Абдукодирзода;

4. префект Дикастерии по межрелигиозному диалогу Святого Престола Джордж Джейкоб Кувакад;

5. митрополит Минский и Заславский, Патриарший экзарх всея Беларуси Вениамин (Виталий Тупеко);

6. главный ашкеназский раввин Израиля Кальман Бер;

7. главный сефардский раввин Израиля Давид Йосеф;

8. генеральный секретарь Международного сообщества Бахаи Дэвид Рутштейн;         

9. президент Всемирного братства буддистов Фаллоп Тайари;     

10. генеральный директор Организации исламского мира по образованию, науке и культуре Салим Мухаммед Аль-Малик;

11. генеральный секретарь Международной организации тюркской культуры Султан Раев;    

12. исполнительный директор Сети религиозных и традиционных миротворцев Мохаммед Эльсаноуси;     

13. исполнительный вице-председатель, главного исполнительного директора Национальной коалиции в поддержку еврейских общин Евразии Марк Барри Левин;

14. директор Альянса цивилизаций Организации Объединенных Наций Нихал Саад;

15. представитель главного ашкеназского раввина Израиля Шломо Менахем Кук.         

Отличительными знаками Послов доброй воли отмечены:

1. генеральный директор Института по исследованию ислама Международного исламского университета Исламабада Мухаммед Зия Уль-Хак;

2. генеральный директор министерства толерантности и мирного сосуществования ОАЭ Афра Аль-Сабри;

3. генеральный секретарь Евангелическо-лютеранского союза Мартина Лютера Михаэль Хюбнер;

4. уполномоченный по продвижению целей и задач Съезда лидеров мировых и традиционных религий Булат Сарсенбаев.