Хотя Фарид ад-Дин Аттар (1145-1221) больше известен в мире как поэт, он был глубоким суфийским мыслителем, разработавшим свою философию.
По данным издания Исламосфера, точных сведений о жизни Фарид ад-Дина Аттара нет. Из его произведений можно понять, что в молодости он был аттаром (аптекарем, фармацевтом), а с другой стороны, изучал религиозные науки, приобретал суфийские знания и служил различным шейхам. Сам он сообщает, что прочитал много книг о пророках и святых и в течение тридцати девяти лет собирал стихи и рассказы, связанные с суфизмом.
Достоверно неизвестно, у кого Аттар проходил суфийское обучение и был ли мюридом какого-то шейха вообще. В предисловии к своему «Асрарнаме» поэт пишет, что духовно связан с Абу Саидом Абу-ль-Хайром (ум. 1049), которому он возносит обильные восхваления. Он также сообщает, что все, что обрел, получил благодаря его духовности. Также из произведений Аттара следует, что он был знаком со многими суфиями и шейхами своего времени, дружил с ними и прочитал их труды, подготовившись таким образом к преодолению стадий духовного развития, и в результате этих усилий достиг макама (стоянки) наставничества (иршад).
В своих произведениях Аттар развивает концепцию вахдат аль-вуджуд (единства существования). Согласно ему, кажущаяся «множественность» (касрат) этого мира в извечном (азали) мире едина с сущностью Аллаха, а значит, разделения или множественности нет. Множественность существует лишь в этом мире и является лишь внешней видимостью. Другими словами, видимый мир подобен дыму, существование которого происходит от огня. На самом деле всё едино, и Единый есть всё. Познавшие суть мироздания суфии не видят во вселенной ничего, кроме Его Одного, они ныряют в море единения и горят в огне любви. Человек, несущий в себе божественную субстанцию (джаухар), может найти и увидеть Аллаха только после того, как снимет с себя завесы существования, ибо, по мнению Аттара, Всевышний всегда проявляется в разных проявлениях.
Вместе с этим, по мнению Аттара, мы, люди, включая пророков, не можем найти, понять и постичь Аллаха с помощью разума. Наш разум и мысль в стремлении понять Его подобны крошечной частице, пытающейся постичь суть всей вселенной, или капле росы, пытающейся плыть в огромном море. Есть только один способ обрести Аллаха – познать себя, очистить свой нафс (низменное «я»), победить похоть, забыть ее и исчезнуть в Его существовании. Другими словами, чтобы познать мир истины и единства, следует отказаться от разума, познания и пустословия, положить конец вопросам «как» и «почему» и даже любым вопросам вообще, и, считая себя несуществующим, избегать материального мира, гордыни знания, желаний, подобных детским, и страстей. Необходимо сгореть в огне любви и исчезнуть в абсолютном существовании, т.е. существовании Аллаха, потому что вне мира чувств реальность и любовь, неподвластные разуму, могут быть поняты только через состояния (халь) и вкушение (заук).
Как известно, в суфизме выделяют три этапа духовного пути: тарикат, марифат (познание) и хакикат (истина). Аттар выделят семь: таляб (желание), ашк (любовь), марифат (познание), истигна (довольство своим положением), таухид (единобожие), хайрат (изумление) и фана (пребывание в Боге). Чтобы достичь Истинного, исчезнуть в Его существовании и обрести бака (постоянное пребывание в Боге), необходимо преодолеть эти стадии под руководством совершенного наставника. Аттар придает большое значение фана, которая является последним уровнем и которая, по его мнению, состоит из истинного таухида (единобожия). Чтобы стать совершенным человеком, необходимо совершить духовное путешествие, сопряженное с бесчисленными трудностями. Первое условие этого пути – поиск (талаб). Вступив на этот путь, человек не должен бояться быть сожженным и уничтоженным в огне любви, необходимой для этого путешествия. Влюбленный жертвует своей жизнью, как мотылек в огне. Как описывается аллегорически в поэмах «Язык птиц» и «Мусибатнаме», практикующий суфий (салик) преодолевает долгий путь, окрыленный любовью, которая позволяет ему терпеть все невзгоды и страдания, чтобы полностью почувствовать божественную субстанцию внутри себя. Обойдя всю вселенную, то есть семь метафорических долин, полных бедствий и препятствий, он наконец находит в себе то, что ищет, и сам становится именно тем, что искал (Истиной). Иными словами, он видит, что Любимый есть не что иное, как влюбленный, и исчезает в Аллахе (т.е. обретает фана фи-Ллах) и находит Его в себе. Таким образом проявляется истинная суть изречения «Тот, кто познал себя, познал своего Господа».
Как можно видеть, Аттар детально разрабатывает доктрину вахдат аль-вуджуд (единства существования) и придает ей более глубокий смысл по сравнению со своими предшественниками. По его мнению, для тех, кто «исчез» в Истинном, смерти на самом деле не существует, ибо исчезновение в Нем приводит их к состоянию бака.
Идеи аль-Аттара находят отражение в его произведениях. Двустишия-маснави, составляющие большую часть его творчества, посвящены суфийским темам. В них можно найти описания понятий вкушение (заук), концепции вахдат аль-вуджуд, а также любви, необходимой для совершения духовного путешествия.
Уникальная особенность Аттара заключается в том, что он прибегает к сравнениям и метафорам при рассмотрении вопросов суфизма, облекая их в рамки историй и рассказов и делая тему понятной даже для обычного человека. В этом и других приемах он стал образцом для подражания для последующих суфийских поэтов, таких как Руми Махмуд Шабистари, Саади, Хафиз, Джами.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
Свобода совести – право каждого человека самостоятельно выбирать, менять и выражать свои убеждения, веру и мировоззрение – рассматривается не только как один из основных принципов прав человека, но и как важное условие обеспечения межнационального согласия и религиозной толерантности.
Обеспечение свободы совести является одним из приоритетов для Нового Узбекистана, идущего по пути построения демократического общества. Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах и другие документы определяют международные обязательства Узбекистана по обеспечению свободы совести. Наше национальное законодательство и нормативно-правовые акты направлены на обеспечение свободы совести и межконфессионального согласия, укрепление религиозной толерантности.
Согласно обновленной Конституции, свобода совести гарантируется для всех. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Недопустимо принудительное насаждение религиозных взглядов. Это положение отражает основополагающий принцип свободы совести и служит обеспечению религиозной толерантности и межконфессионального согласия в Узбекистане.
В нашей стране действует ряд законов и нормативно-правовых актов, обеспечивающих свободу совести. Важными документами, регулирующими отношения в этой сфере, являются новая редакция Закона «О свободе совести и религиозных организациях», принятая в 2021 году, и Закон «Об утверждении Концепции обеспечения свободы совести граждан и государственной политики в религиозной сфере в Республике Узбекистан» от 25 февраля текущего года. Закон устанавливает порядок регистрации религиозных организаций, их права и обязанности. Он также регулирует такие вопросы, как получение религиозного образования, издание и распространение религиозной литературы.
В нашем национальном законодательстве государство отделено от религии. Государство не вмешивается во внутренние дела религиозных организаций и уважает их законную деятельность. Религиозные организации, в свою очередь, обязаны соблюдать законы, способствовать поддержанию мира и спокойствия в обществе, обеспечению межнациональной дружбы и согласия. Конструктивный диалог государства и религиозных организаций должен служить укреплению взаимного уважения и согласия в обществе.
Религиозная толерантность и свобода совести всегда высоко ценились в нашей стране. Узбекистан признан страной, внесшей большой вклад в развитие таких религий, как зороастризм, буддизм и ислам. Сегодня здесь во взаимном уважении и согласии проживают представители различных религий, национальностей и конфессий, внося достойный вклад в развитие нашей Родины.
В Узбекистане действуют православные и католические церкви, синагоги, мечети и медресе, буддийские организации, а также высшие учебные заведения и научно-исследовательские центры религиозного направления. Для представителей данных конфессий предусмотрены равные возможности для осуществления религиозных ритуалов.
В частности, в Сурхандарьинской области функционируют 133 мечети, 1 православная церковь, расположены исторические исламские святыни и буддийские памятники. В области созданы условия для ознакомления гостей и туристов с памятниками различных религиозных конфессий, в частности, буддизма.
Все это наглядно демонстрирует, что конституционные нормы и законодательство нашей страны, направленные на обеспечение строгого соблюдения свободы совести, утвердили религиозную толерантность в качестве фундаментального элемента демократического общества. Обеспечение свободы совести в обществе способствует созданию атмосферы, где ценятся мир, благополучие, согласие, единство, толерантность и взаимное уважение. В условиях глобализации каждый гражданин должен осознавать ценность свободы совести и уважать убеждения других. Искреннее уважение и внимание друг к другу – залог процветания Нового Узбекистана, мирной и благополучной жизни нашего многонационального народа.
Автор: Зебунисо Алимардонова,
руководитель Сурхандарьинского областного отделения
Центра анализа демократических процессов, УзА
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана