Рамадан постепенно превращается во все более заметное явление в странах Запада, пишут Катрин Шаер и Мухаммад Фархан, передает Исламосфера.
В 2023 году Лондон стал первым крупным европейским городом, украсившим улицу в центральном районе огнями Рамадана. В 2024 году его примеру последовал Франкфурт-на-Майне, получивший статус первого крупного немецкого города, где зажглись огни священного месяца.
Еще одним бросающимся в глаза явлением на Западе стали «открытые ифтары», на которые приглашают как мусульман, так и немусульман. «Определенно увеличилось количество ифтаров, организуемых государственными учреждениями, благотворительными организациями и церквями в честь многообразия», – подтверждает Эстер-Мириам Вагнер, директор Института Вульфа при Кембриджском университете, изучающего отношения между евреями, христианами и мусульманами.
Фарид Хафиз, старший научный сотрудник Bridge Initiative, проекта по исследованию исламофобии, базирующегося в Джорджтаунском университете в Вашингтоне, утверждает, что более заметная роль Рамадана «также во многом связана с ростом политического признания и равенства мусульман в общественном пространстве».
Лондон стал первым крупным европейским городом, украсившим улицу в центральном районе огнями Рамадана
В качестве примера ученый вспоминает, что еще в 1990-х годах бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт начала проводить ифтары. «Затем посольства США принесли эту традицию в европейские страны. Позже европейские государства сами начали организовывать аналогичные инициативы. Этим занимались канцлеры, премьер-министры, министры интеграции, все…», – говорит он.
Коммерческое влияние Рамадана также привело к росту его популярности. С наступлением священного месяца расходы мусульман растут, причем тратятся они на все: от подарков и одежды до еды и автомобилей. В 2023 году только на Ближнем Востоке такие расходы составили более 55 миллиардов евро. Рекламные кампании Рамадана изменились и расширили свой масштаб, что способствует тому, что они затрагивают не только свою целевую аудиторию.
Эстер-Мириам Вагнер выдвигает еще одну теорию о причинах усиления влияния Рамадана. По ее мнению, это связано с тем, что новое поколение мусульман, которые выросли на Западе, ощущают себя не пришельцами, а полноправными гражданами страны, и не видят причин стесняться своей религии. «А в Британии мы наблюдаем поколение мусульман, для которых английский язык является родным. Им сейчас 40–50 лет, многие из них занимают руководящие должности и имеют влияние», – говорит исследовательница.
То же самое происходит во Франции. «Благодаря более видимой [религиозной] практике молодые французы открыто заявляют о своем статусе полноправных членов общества. Они чувствуют себя и французами, и мусульманами», – говорит Джамель Эль Хамри из Института исследований и изучения арабского и исламского мира во Франции.
Конечно, не обходится без недовольных. Некоторые мусульмане расстроены коммерциализацией Рамадана. Консервативные священнослужители утверждают, что немусульмане вообще не должны принимать участие в мероприятиях священного месяца, а крайне правые европейцы считают, что эта практика приведет к концу цивилизации, как они ее понимают.
Но исследователи оценивают то обстоятельство, что мусульмане начинают чувствовать себя более комфортно в чужих системах верований, как сугубо положительное явление. «Включение праздника в общественное пространство – это, в некотором роде, признание того, что он [Рамадан] является неотъемлемой частью общества», – утверждает Фарид Хафиз.
В то же самое время, для немусульман это может быть приобщением к культурным традициям и разнообразию, добавляет Эстер-Мириам Вагнер. «Разнообразие поддерживает процветающее, яркое и, как правило, более справедливое общество», – говорит она.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
1 мая в Международном аэропорту Астаны состоялась торжественная церемония открытия нового направления авиасообщения по маршруту Астана-Туркестан-Самарканд, сообщает ИА "Дунё".
Новый регулярный авиарейс позволит резко увеличить показатели паломнического туризма, соединив города Самарканд, Бухару и Хиву, которые считаются жемчужиной Великого шелкового пути, знаменитым мавзолеем Ходжи Ахмада Яссави в городе Туркестане, являющимся духовным и историческим центром Казахстана.
Ожидается, что количество туристов из Казахстана в этом году достигнет 3 миллионов.
Новый рейс будет выполняться через город Туркестан, что обеспечит пассажирам удобный транзит и дополнительные возможности для осмотра достопримечательностей. Запуск данного рейса доведет количество авиарейсов между Казахстаном и Узбекистаном до 44.
Новый рейс будет курсировать два раза в неделю — по четвергам и воскресеньям. Рейсы будут выполняться на современных турбовинтовых самолетах "De Havilland Dash 8-Q400". Транзитная остановка в городе Туркестане длится около 40 минут, после чего пассажиры на том же самолете вылетают в Самарканд. Это позволит туристам эффективно планировать свой отпуск, облегчит доступ паломников к святым местам и создаст удобные возможности для деловых поездок.
Председатель совета директоров "Qazaq Air" Эндрю Коэн отметил, что новый маршрут внесет значительный вклад в развитие регионального туризма и культурных связей. Этот рейс соединит воздушным транспортом два великих культурных центра Казахстана и Узбекистана, еще больше активизируя туристический обмен между соседними странами.
«Мы рады открыть рейсы в такой исторический город, как Самарканд. Этот рейс не только увеличит туристический потенциал, но и еще больше укрепит дружеские отношения между нашими родственными народами», - отметил управляющий директор "Qazaq Air" Адилбек Умаралиев.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана