Сайт работает в тестовом режиме!
10 Ноябрь, 2025   |   19 Джумада аль-уля, 1447

город Ташкент
Фаджр
05:44
Шурук
07:05
Зухр
12:12
Аср
15:27
Магриб
17:12
Иша
18:27
Bismillah
10 Ноябрь, 2025, 19 Джумада аль-уля, 1447
Новости

Общий стол Рамадана в Герате – традиция, восходящая ко временам Тимуридов

25.03.2025   2893   3 min.
Общий стол Рамадана в Герате – традиция, восходящая ко временам Тимуридов

Согласно традиции, сохранившейся с тех времен, когда Герат был столицей Тимуридов, в течение месяца Рамадан местные жители приносили еду, приготовленную дома для ифтара, в мечети, чтобы поделиться ею со своими соседями и нуждающимися, сообщает сайт GZT.
Эта традиция раньше называлась «блюдо соседа», но сейчас ее чаще именуют «трапезами разделения (угощения)». С началом месяца Рамадан в каждой мечети расстилают скатерти, и по мере приближения времени ифтара те, у кого есть для этого возможность, приносят в мечеть еду, приготовленную дома, и делятся ею с собравшимися. Таким образом,  бедные угощаются едой, и в обществе распространяется послание единства и братства.
По данным издания «Исламосфера», в городе, который был столицей империи Тимуридов в 1405-1507 годах, сохранились многие традиции того периода. Как рассказывают, правители этой династии ввели этой обычай, особенно в провинции Герат, чтобы богатые и бедные ели одну и ту же еду во время Рамадана, сидели за одним столом, а среди людей распространилась привычка делиться тем, что они имеют, с другими.
Житель Герата Сайед Абдул Расул Куреши говорит, что каждый Рамадан в мечетях, сколько он себя знает, устраиваются «трапезы разделения (угощения)», и богатые и бедные вместе совершают ифтар за одним столом.
По словам мужчины, гератцы с гордостью хранят обычаи своих предков. Он рассказывает: «Моя семья тоже готовит дома суп или десерт, когда у нас есть возможность принести еду в мечеть. А когда у нас нет возможности, мы приходим в мечеть и сами едим еду, которую приносят другие. Такое разделение угощения – очень хорошая традиция».
Мухаммад Зубайр Фазли, имам мечети Хафизджи Хабибулла в Герате, говорит: «История этой мечети, имамом которой я являюсь, насчитывает более 200 лет. По словам старейшин деревни, эта традиция сохранялась в ней на протяжении веков. Таким образом, жители деревни проявляют взаимопомощь».
Мужчина поведал, что за трапезой собираются не только жители его деревни, но и бедняки из соседних селений. Каждый приносит столько еды, сладостей или фруктов, сколько может, и делится ими с другими.
Ахмет Ака Салихи, житель Герата, также говорит, что благодаря этой традиции жители деревни собираются за одним столом, и это особенно прекрасно. Он заявил, что сам он каждый год старается готовить и приносить в мечеть какое-то блюдо для ифтара, но иногда ограничивается только финиками или сладостями. В этом году многие не смогли делиться угощением с другими из-за плохого экономического положения, или имеют возможность принести только хлеб и финики, поэтому разделяют пищу, которую туда приносят богатые люди.

Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана

Новости мира
Другие посты

«Kaktus Media»: Самарканд стал естественным местом для перезапуска гуманитарной повестки ЮНЕСКО

07.11.2025   5731   1 min.
«Kaktus Media»: Самарканд стал естественным местом для перезапуска гуманитарной повестки ЮНЕСКО

Популярное новостное агентство Кыргызстана «Kaktus Media» распространило статью под заголовком: «Самаркандская сессия ЮНЕСКО: гуманистическая повестка XXI века», сообщает ИА «Дунё».
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев на 43-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО представил философию будущего гуманизма - стратегию, основанную на знании и сотрудничестве. Сессия стала форумом, где гуманитарные ценности прозвучали как практическая программа действий.
«Самарканд стал естественным местом для перезапуска гуманитарной повестки. Здесь на протяжении тысячелетий создавались первые обсерватории, рождались великие идеи Востока, формировалась культура диалога. Выбор этого города ЮНЕСКО – признание роли Узбекистана как моста между прошлым и будущим, между культурами и народами», - говорится в статье.
Особое внимание привлекла инициатива Узбекистана по продвижению истинных ценностей исламской цивилизации через научное знание и культурное взаимодействие. Центры Имама Бухари, Мотуридий и Накшбанди становятся не только национальными гордостями, но и международными площадками для противодействия радикализму и нетерпимости.
«Итог сессии – формирование концепции «Самаркандского духа» – нового гуманистического манифеста XXI века. Он объединяет три принципа: историческую преемственность, современный диалог и коллективную ответственность перед будущими поколениями. Этот подход превращает гуманитарную дипломатию в реальный инструмент устойчивого мира», - резюмирует агентство.

Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана