Сайт работает в тестовом режиме!
22 Июнь, 2025   |   26 Зульхиджа, 1446

город Ташкент
Фаджр
03:05
Шурук
04:50
Зухр
12:30
Аср
17:41
Магриб
20:03
Иша
21:42
Bismillah
22 Июнь, 2025, 26 Зульхиджа, 1446
Статьи

Шесть пророчеств о достоинствах таравих-намаза

25.03.2025   2023   7 min.
Шесть пророчеств о достоинствах таравих-намаза

Есть много достоинств в совершении таравих-намаза в мечети с джамаъатом (в составе общины). Давайте рассмотрим несколько из преимуществ таравих-намаза, о которых отмечено в хадисах:
1. Совершением таравих-намаза соблюдается сунна.
Намаз таравих в мечети впервые совершил Пророк саллаллаху алайхи васаллам. Это означает, что если кто-то совершает таравих-намаз в мечети с джамаъатом (с общиной), тем самым он следует сунне Пророка саллаллаху алайхи васаллам. А наградой за следование сунне станет достижение шафаъата (заступничества в День суда) Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
2. Участник намаза таравих получит награду за совершение намаза в составе джамаъата.
Кто приходит в мечеть совершить таравих-намаз, тот непременно получит большие награды за совершение иша-намаза с джамаъатом.
3. Совершение намаза таравих засчитывается как прослушивание Куръана и совершение хатм Куръана (прочтение Куръана с начала до конца).
Известно то, что в Рамадане по милости Аллаха почти во всех мечетах кари (чтецы Куръана) читают Слово Аллаха с начала до конца — совершают хатм. А кто регулярно совершает таравих-намаз в мечети, получит награду за слушание и совершение хатмул Куръана. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам любил слушать Куръан и часто просил сподвижников почитать ему из его аятов. Об этом говорится в хадисе, переданном Имамом Бухари:
عَنْ عَبْدِ اللهِ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ لِي النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «اقْرَأْ عَلَيَّ الْقُرْآنَ». قُلْتُ: آقْرَأُ عَلَيْكَ وَعَلَيْكَ أُنْزِلَ؟ قَالَ: «إِنِّي أُحِبُّ أَنْ أَسْمَعَهُ مِنْ غَيْرِي».
Передается от Абдуллах радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам  попросил меня: 
— Прочти мне Куръан. 
Я сказал: 
— Мне ли читать Вам Куръан, тогда как он ниспослан Вам? 
На что он алайхиссалам сказал: 
— Я люблю слушать его от других». 
Иногда, когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам проходил мимо места, где сахабы читали Куръан, останавливался и сидя слушал их чтение. Об этом рассказывается в хадисе, переданном имамом Муслимом.
عَنْ أَبِى بُرْدَةَ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيهِ وَسَلَّمَ لأَبِى مُوسَى: «لَوْ رَأَيْتَنِى وَأَنَا أَسْتَمِعُ لِقِرَاءَتِكَ الْبَارِحَةَ لَقَدْ أُوتِيتَ مِزْمَارًا مِنْ مَزَامِيرِ آلِ دَاوُدَ».
Передается от Абу Бурда радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал Абу Мусе: 
— Ты бы видел, как я вчера слушал твое чтение Куръана. В самом деле ты одарен приятным голосом семьи Давуда алайхиссалам!».
В пояснении к этому хадису Нававий рахматуллахи алайхи сказал: «Из этого хадиса можно извлечь  несколько выгод: Слушать Куръан и рассуждать то, что читается; Слушание Куръана лучше, чем его чтение, потому что истинная цель чтения Куръана заключается в размышлении над смыслом и значениями его аятов, а человек размышляет больше, когда слушает, чем когда читает».
Ученые расходились во мнении о том, в чем больше преимущества: в слушании Куръана или в его чтении. Некоторые говорили, что чтение Куръана лучше, так как об этом упомянуто во многих аятах и хадисах. Другие же утверждают, что «Слушание лучше, чем чтение, ибо при слушании человек лучше размышляет, чем при чтении». Однако в этом оношении наиболее правильно, когда Куръан и читают, и слушают.
4. Ангелы и милосердие Аллаха окутывают мечеть, в которой читается Куръан.
5. Аллах поминает прихожан мечети среди Своего близкого окружения .
Об этих достоинствах рассказывается в хадисе, переданном имамом Муслимом и Абу Давудом:
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: «وَمَا اجْتَمَعَ قَوْمٌ فِي بَيْتٍ مِنْ بُيُوتِ اللهِ يَتْلُونَ كِتَابَ اللهِ وَيَتَدَارَسُونَهُ بَيْنَهُمْ إِلاَّ نَزَلَتْ عَلَيْهِمُ السَّكِينَةُ وَغَشِيَتْهُمُ الرَّحْمَةُ وَحَفَّتْهُمُ الْمَلاَئِكَةُ وَذَكَرَهُمُ اللهُ فِيمَنْ عِنْدَهُ».
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Когда группа людей собирается в одном из домов Аллаха, читает Куръан и изучает его, то на них нисходит сакина (спокойствие и благо, сопровождаемое ангелами), их окутает милосердие Аллаха, их окружат ангелы и Аллах будет поминать их перед Своим близким окружением (из числа ангелов)».
6. Совершившему намаз таравих будет награда, равная воздаянию человека, бодрствовавшего всю ночь в поклонениях.
Об этом сказано в хадисе, переданном имамом Тирмизи, Абу Давудом и имамом Насаи рахматуллахи алайхим:
عَنْ أَبِي ذَرٍّ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ: صُمْنَا مَعَ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ رَمَضَانَ فَلَمْ يَقُمْ بِنَا شَيْئًا مِنَ الشَّهْرِ حَتَّى بَقِيَ سَبْعٌ فَقَامَ بِنَا حَتَّى ذَهَبَ ثُلُثُ اللَّيْلِ فَلَمَّا كَانَتِ السَّادِسَةُ لَمْ يَقُمْ بِنَا فَلَمَّا كَانَتِ الْخَامِسَةُ قَامَ بِنَا حَتَّى ذَهَبَ شَطْرُ اللَّيْلِ فَقُلْتُ: يَا رَسُولَ اللهِ لَوْ نَفَّلْتَنَا قِيَامَ هَذِهِ اللَّيْلَةِ قَالَ فَقَالَ: إِنَّ الرَّجُلَ إِذَا صَلَّى مَعَ اْلإِمَامِ حَتَّى يَنْصَرِفَ حُسِبَ لَهُ قِيَامُ لَيْلَةٍ…».
Передается от Абу Зарра радияллаху анху: 
«Мы с Пророком саллалаху алайхи васаллам соблюдали пост Рамадана. В течение месяца он не совершал с нами таравих-намаз ночью, и только когда оставались последние семь дней, он впервые вышел к нам и провел с нами одну треть ночи. На следующий день, он не вышел к нам. А через день он провел с нами половину ночи. Тогда я спросил:
— О Посланник Аллаха, совершите с нами в эту ночь нафл-намаз (в качестве имама). На что Пророк саллаллаху алайхи васаллам ответил:
— Если кто-то совершает намаз с имамом вплоть до его ухода, он словно провел в поклонении всю ночь».
Примечание: Некоторые люди покидают мечеть после восьми или двенадцати ракъатов таравих-намаза. Согласно этому хадису, тот, кто так поступает, остается без награды бодрстовавшего всю ночь в поклонении. Потому что в хадисе утверждается, что нужно закончить намаз вместе с имамом, следовать имаму вплоть до самого его ухода.
Пусть Аллах наделит нас всех счастьем облагородиться этими достоинствами! Аминь! 

Источник: islam.uz

Статьи
Другие посты
Новости

Свобода совести – залог мирной и благополучной жизни

20.06.2025   4309   4 min.
Свобода совести – залог мирной и благополучной жизни

Свобода совести – право каждого человека самостоятельно выбирать, менять и выражать свои убеждения, веру и мировоззрение – рассматривается не только как один из основных принципов прав человека, но и как важное условие обеспечения межнационального согласия и религиозной толерантности.

Обеспечение свободы совести является одним из приоритетов для Нового Узбекистана, идущего по пути построения демократического общества. Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах и другие документы определяют международные обязательства Узбекистана по обеспечению свободы совести. Наше национальное законодательство и нормативно-правовые акты направлены на обеспечение свободы совести и межконфессионального согласия, укрепление религиозной толерантности. 

Согласно обновленной Конституции, свобода совести гарантируется для всех. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Недопустимо принудительное насаждение религиозных взглядов. Это положение отражает основополагающий принцип свободы совести и служит обеспечению религиозной толерантности и межконфессионального согласия в Узбекистане.

В нашей стране действует ряд законов и нормативно-правовых актов, обеспечивающих свободу совести. Важными документами, регулирующими отношения в этой сфере, являются новая редакция Закона «О свободе совести и религиозных организациях», принятая в 2021 году, и Закон «Об утверждении Концепции обеспечения свободы совести граждан и государственной политики в религиозной сфере в Республике Узбекистан» от 25 февраля текущего года. Закон устанавливает порядок регистрации религиозных организаций, их права и обязанности. Он также регулирует такие вопросы, как получение религиозного образования, издание и распространение религиозной литературы. 

В нашем национальном законодательстве государство отделено от религии. Государство не вмешивается во внутренние дела религиозных организаций и уважает их законную деятельность. Религиозные организации, в свою очередь, обязаны соблюдать законы, способствовать поддержанию мира и спокойствия в обществе, обеспечению межнациональной дружбы и согласия. Конструктивный диалог государства и религиозных организаций должен служить укреплению взаимного уважения и согласия в обществе.

Религиозная толерантность и свобода совести всегда высоко ценились в нашей стране. Узбекистан признан страной, внесшей большой вклад в развитие таких религий, как зороастризм, буддизм и ислам. Сегодня здесь во взаимном уважении и согласии проживают представители различных религий, национальностей и конфессий, внося достойный вклад в развитие нашей Родины. 

В Узбекистане действуют православные и католические церкви, синагоги, мечети и медресе, буддийские организации, а также высшие учебные заведения и научно-исследовательские центры религиозного направления. Для представителей данных конфессий предусмотрены равные возможности для осуществления религиозных ритуалов. 

В частности, в Сурхандарьинской области функционируют 133 мечети, 1 православная церковь, расположены исторические исламские святыни и буддийские памятники. В области созданы условия для ознакомления гостей и туристов с памятниками различных религиозных конфессий, в частности, буддизма.    

Все это наглядно демонстрирует, что конституционные нормы и законодательство нашей страны, направленные на обеспечение строгого соблюдения свободы совести, утвердили религиозную толерантность в качестве фундаментального элемента демократического общества. Обеспечение свободы совести в обществе способствует созданию атмосферы, где ценятся мир, благополучие, согласие, единство, толерантность и взаимное уважение. В условиях глобализации каждый гражданин должен осознавать ценность свободы совести и уважать убеждения других.  Искреннее уважение и внимание друг к другу – залог процветания Нового Узбекистана, мирной и благополучной жизни нашего многонационального народа.

 

Автор: Зебунисо Алимардонова,

руководитель Сурхандарьинского областного отделения

Центра анализа демократических процессов, УзА
 

Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана

Новости мира