В государственных учреждениях культуры Чешской Республики предметы искусства из Узбекистана представлены небольшими, но весьма выразительными коллекциями, подтверждающими уникальность узбекского культурного наследия, передает society.uz.
Самым обширным и полным собранием артефактов из Узбекистана располагает фонд Национального музея – Музея азиатских, африканских и американских культур имени Напрстка.
Письменные упоминания, относящиеся к истории Узбекистана, можно найти в Национальной библиотеке Чешской Республики в Праге. Речь идет прежде всего о двух факсимиле рукописей правоведа Абу Лайса Самарканди (944–983 гг.), представителя ханафитского мазхаба (одна из четырех правовых школ в суннитском исламе), работавшего в период правления династии Саманидов. Рукопись «Бустан ал-’арифин» («Сады познавших Аллаха») содержит 153 главы, в ней 112 листов, и она датирована 1628 г. Рукопись «Китаб аль-Бустан» («Книга сада») содержит 160 глав, 170 листов и датирована 1670 г. Обе рукописи касаются одних и тех же тем: о значении науки и человеческих знаний, об исламском праве, логике, содержат фетвы, повествуют о добрых нравах, об отношении к родителям, отношении людей к животным и т.д. Вторая рукопись, кроме того, включает в себя интерпретацию хадисов, предложенную Абу Лайсом Самарканди.
Несомненным подтверждением интереса чехов к историческим событиям, происходившим в Средней Азии, является книга «История Тамерлана, короля татарского» на чешском языке, которую перевел с латинского языка и опубликовал в Праге в 1598 г. Бартоломей Мацер из Летошиц. Книга напечатана готическим шрифтом, состоит из 25 глав и 112 страниц. Ее главы повествуют о рождении и юности Амира Темура, начале его правления, о завоеванных территориях, битве с турецким султаном Баязидом. Книга повествует также о личных качествах и семье правителя – о его строгости и одновременно щедрости, дружелюбии и героизме, об одной из жен, детях и, наконец, о его смерти.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
Свобода совести – право каждого человека самостоятельно выбирать, менять и выражать свои убеждения, веру и мировоззрение – рассматривается не только как один из основных принципов прав человека, но и как важное условие обеспечения межнационального согласия и религиозной толерантности.
Обеспечение свободы совести является одним из приоритетов для Нового Узбекистана, идущего по пути построения демократического общества. Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах и другие документы определяют международные обязательства Узбекистана по обеспечению свободы совести. Наше национальное законодательство и нормативно-правовые акты направлены на обеспечение свободы совести и межконфессионального согласия, укрепление религиозной толерантности.
Согласно обновленной Конституции, свобода совести гарантируется для всех. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Недопустимо принудительное насаждение религиозных взглядов. Это положение отражает основополагающий принцип свободы совести и служит обеспечению религиозной толерантности и межконфессионального согласия в Узбекистане.
В нашей стране действует ряд законов и нормативно-правовых актов, обеспечивающих свободу совести. Важными документами, регулирующими отношения в этой сфере, являются новая редакция Закона «О свободе совести и религиозных организациях», принятая в 2021 году, и Закон «Об утверждении Концепции обеспечения свободы совести граждан и государственной политики в религиозной сфере в Республике Узбекистан» от 25 февраля текущего года. Закон устанавливает порядок регистрации религиозных организаций, их права и обязанности. Он также регулирует такие вопросы, как получение религиозного образования, издание и распространение религиозной литературы.
В нашем национальном законодательстве государство отделено от религии. Государство не вмешивается во внутренние дела религиозных организаций и уважает их законную деятельность. Религиозные организации, в свою очередь, обязаны соблюдать законы, способствовать поддержанию мира и спокойствия в обществе, обеспечению межнациональной дружбы и согласия. Конструктивный диалог государства и религиозных организаций должен служить укреплению взаимного уважения и согласия в обществе.
Религиозная толерантность и свобода совести всегда высоко ценились в нашей стране. Узбекистан признан страной, внесшей большой вклад в развитие таких религий, как зороастризм, буддизм и ислам. Сегодня здесь во взаимном уважении и согласии проживают представители различных религий, национальностей и конфессий, внося достойный вклад в развитие нашей Родины.
В Узбекистане действуют православные и католические церкви, синагоги, мечети и медресе, буддийские организации, а также высшие учебные заведения и научно-исследовательские центры религиозного направления. Для представителей данных конфессий предусмотрены равные возможности для осуществления религиозных ритуалов.
В частности, в Сурхандарьинской области функционируют 133 мечети, 1 православная церковь, расположены исторические исламские святыни и буддийские памятники. В области созданы условия для ознакомления гостей и туристов с памятниками различных религиозных конфессий, в частности, буддизма.
Все это наглядно демонстрирует, что конституционные нормы и законодательство нашей страны, направленные на обеспечение строгого соблюдения свободы совести, утвердили религиозную толерантность в качестве фундаментального элемента демократического общества. Обеспечение свободы совести в обществе способствует созданию атмосферы, где ценятся мир, благополучие, согласие, единство, толерантность и взаимное уважение. В условиях глобализации каждый гражданин должен осознавать ценность свободы совести и уважать убеждения других. Искреннее уважение и внимание друг к другу – залог процветания Нового Узбекистана, мирной и благополучной жизни нашего многонационального народа.
Автор: Зебунисо Алимардонова,
руководитель Сурхандарьинского областного отделения
Центра анализа демократических процессов, УзА
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана