Наряду с Махмудходжой Бехбуди, одним из ярких представителей самаркандского джадидского движения был его соратник Ходжи Муин (Шукруллаев), передает «Самаркандский вестник».
Ходжи Муин родился 19 марта 1883 года в махалле «Рухабад» в Самарканде, в семье купца и очень религиозного человека. В семь лет у Муина не стало матери, а когда ему было 12, умер отец. Воспитанием юного сироты занялся его дедушка - Мирсаид Шарифзода, который тогда являлся имамом мечети Рухабад. Дом, где жили Ходжа Муин и его дедушка, находился в непосредственном соседстве с мечетью Рухабад. В настоящее время этот дом и мечеть сохранились. У входа в дом установлен бюст Ходжи Муина Шукруллаева.
Вместе с религиозным образованием, Муин обучается языкам и увлекается поэзией. В своей биографии Ходжи Муин утверждает, что в возрасте одиннадцати лет на него сильно повлияли стихи Яссауи и Машраба, а также некоторые газели из сборника «Тухфат уль-ушшок», тогда он сам начал писать стихи. После окончания учебы Муин владел таджикским, узбекским, арабским языками, и позднее освоил русский, турецкий и азербайджанский языки.
Большое влияние на молодого человека оказало знакомство с молодым, но очень талантливым литератором Саидахмадом Васли, который тогда преподавал в медресе. Васли ввел Муина в литературные круги Самарканда, которые пронизывали идеи просвещения.
Преподавательская карьера Ходжи Муина началась в 1901 году в старой школе. На основе опыта, полученного там, и методики преподавания Абдукадира Шакури, в августе 1903 года он открыл свою новометодную школу в махалле «Ходжа Нисбатдор», где продолжил преподавать исключительно светские науки. Школу он открыл на свои деньги, которые выручал от продажи фруктов из сада.
Литературовед Р. Мукумов, основываясь на интервью с современниками Ходжи Муина, сказал: «Ходжи Муин не собирал средства на обучение детей в школе, а продавал на рынке фрукты, выращенные в собственном саду в селе Деволи. Он не думал о том, чтобы получать прибыль от обучения».
1908 году Ходжи Муин подготовил и издал учебник для новометодных школ «Рахнамои савод» («Путеводитель по знаниям»). В 1913-1916 годах Ходжи Муин совместно с Махмудходжой Бехбуди организовали и издавали газету «Самарканд», а также журнал «Ойна» («Зеркало»).
Ходжи Муин, как и другие джадиды, выступал за развитие национального искусства и литературы, равноправие женщин, реорганизацию деятельности духовенства, преподавание в школах на национальном языке. Он боролся за введение в мусульманских школах нового метода. Ходжи Муин написал ряд пьес, таких как «Туй» («Свадьба»), «Мазлума хотин» («Порабощенная женщина»), «Эски мактаб, янги мактаб» («Старая школа, новая школа»), которые были поставлены в театрах. Его произведение «Мазлума хотин» в 1916 году было переведено на русский язык В. Л. Вяткиным и поставлено на сцене театра.
В 1929 году в ходе массовых репрессий интеллигенции Ходжи Муин был арестован по надуманным обвинениям, наряду с соратниками, и до 1932 года находился в заключении. После освобождения продолжил свою деятельность. В январе 1938 года, в ходе так называемого «Большого террора», Ходжи Муина снова арестовали и приговорили к десяти годам лишения свободы. Для отбывания наказания был сослан в Сибирь, где скончался от истощения 22 июля 1942 года в соликамском лагере ГУЛАГа. Был посмертно реабилитирован в 1956 году.
Автор: Хуршида АШУРОВА, доцент кафедры “Гуманитарные науки и информационные технологии” СамГИИЯ.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
В настоящее время наши первые паломники, отправившиеся в хадж, проживают в современном пятизвездочном отеле "Zamzam Pullman" в Медине.
Эта гостиница расположена рядом с мечетью Масджид ан-Набави, и наши паломники получают благословение совершать пять ежедневных молитв, входить в Равзу Шариф и несколько раз приветствовать Пророка (мир ему и благословение).
Созданные в гостинице условия радуют всех наших паломников. В каждой комнате есть гардероб, письменный стол, холодильник и морозильник, указатель киблы, молитвенный коврик, Священный Коран и телевизор. Фойе, лифты и комнаты просторные и светлые.
В столовой, обслуживающей паломников, также созданы необходимые места и все удобства. В столовой, вмещающей несколько тысяч человек, подаются вкусные блюда, салаты, свежие фрукты, сладости и соки, которые дают силы для молитвы.
Штаб рабочей группы Узбекистана, расположенный в этой гостинице, круглосуточно обслуживает паломников для обеспечения надлежащей организационной работы.
За то, чтобы наши паломники оставались бодрыми и здоровыми в течение сезона, в первую очередь отвечают сами, а затем и медицинские работники. В этом году также были привлечены врачи высшей категории для постоянного наблюдения за здоровьем наших паломников. Они круглосуточно служат здоровью наших соотечественников.
Медицинские работники следят за здоровьем паломников, консультируют и оказывают необходимую помощь, предоставляют медикаменты. В центрах медицинского обслуживания имеется необходимое оборудование для лечения, условия для оказания неотложной медицинской помощи. Для оказания первой помощи при всех видах заболеваний из нашей страны было доставлено достаточное количество лекарств.
В этом сезоне нашим паломникам были предоставлены еще один удобство и подарок. Оператор связи Узбекистана предоставил каждому паломнику в этом году бесплатную телефонную SIM-карту с интернет-трафиком и бонусными минутами, специальную сумку, термос, зонт и головной убор.
В этом сезоне качество обслуживания будущих паломников было поднято на новый уровень, и условия значительно улучшились, что безмерно радует всех.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана