Перу Ибн Сины принадлежат несколько трудов, посвященных этой науке, а также рассматривающих разные психологические феномены.
По данным портала «Исламосфера», в исламском мире дисциплина, исследующая природу души, чувств, а также таких способностей, как воображение и разум, называлась ильм ан-нафс. Создавая свою классификацию наук, Ибн Сина рассматривал ильм ан-нафс как одну из дисциплин естественной философии. Согласно ему, ее предметом является общее учение о душе, а также познавательных способностях, представляющих собой функцию души. Метафизическим принципом, на котором основана психология, является идея бессмертия человеческой души, поскольку она представляет собой духовную и божественную сущность.
Хотя Ибн Сина написал несколько трудов в области психологии, наиболее систематическим и всеобъемлющим из них является «Китаб ан-нафс» («Книга о душе»), который составляет шестую дисциплину (науку) раздела «ат-Табийят» его «аш-Шифы».
Определяя душу как «первое совершенство естественного органического тела, способного совершать действия, свойственные живым существам», Ибн Сина следует за Аристотелем, согласно которому душа – это «энтелехия». Она понимается как принцип, делающий живое существо живым.
Однако такое определение не позволяет обосновать психологию без опоры на метафизику. Хотя в философии Аристотеля душа и объяснялась с помощью понятия «энтелехия», идея о том, что она является отдельной от тела субстанцией, не выдвигалась. Ее рассматривали как форму, принадлежащую материальному миру.
По мнению Ибн Сины, хотя душа нуждается в теле для реализации своего существования, как только она обретает индивидуальность, то получает бессмертие. Это различие в вопросах сущности, духовности и, наконец, бессмертия души является важнейшим моментом, отличающим концепцию Ибн Сины от концепции Аристотеля.
Кроме того, Ибн Сина добавляет такое понятие, как сила воображения, которого не было в системе Аристотеля, а также выводит основанные на психологии доказательства относительно возможности пророческой миссии. Развивая свой подход, философ также пытался объяснить концепцию вещих снов на основе психологической модели.
Между тем общеизвестно отрицательное отношение Аристотеля к возможности таких сновидений. Относительно расплывчатое понятие активного интеллекта Аристотеля было также переосмыслено Ибн Синой, вслед за его учителем Фараби, как некая способность и стало центральной концепцией не только философской эпистемологии, но и объяснения феномена пророческой миссии. Таким образом, этот мыслитель попытался на основе понимания психологии Аристотеля создать ильм ан-нафс, построив эту дисциплину на фундаменте своей метафизики, а также объяснить такой важный для мусульман вопрос, как пророческая миссия, с помощью теории психологии.
Подход Ибн Сины оказал глубокое влияние на последующие метафизические взгляды на душу и психологические теории в исламском мире.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
ВОПРОС: Можем ли мы получить ответы на наши религиозные вопросы через Chatgpt (искусственный интеллект), можем ли мы следовать этим ответам?
ОТВЕТ: Бисмилляхир-рахманир-рахим. Нет, это недопустимо. Да, платформа ChatGPT приносит пользу людям в некоторых сферах. Однако она не способна правильно отвечать на религиозные вопросы. Ведь это продукт, созданный человеком. Более того, иногда она может давать приблизительные ответы, якобы ссылаясь на определённые книги, даже приводя арабские выражения. Но эти выражения не встречаются ни в названной книге, ни в других источниках фикха. Поэтому по вопросам шариата следует обращаться к знающим людям, специалистам.
Всевышний Аллах в аяте Корана говорит:
فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ
"Спросите людей Напоминания, если вы не знаете этого" (Сура Аль-Анбийа, аят 7). Если мусульманин чего-то не знает, он должен учиться у тех, кто знает это, у "людей Напоминания" в этой области. Следовательно, вопросы, связанные с верой и религией, также следует спрашивать у экспертов в этой области. Выдающийся табиин Мухаммад ибн Сирин, да помилует его Аллах, сказал:
"Поистине, эти знания – религия, так смотрите же от кого вы берете свою религию" (Передал Имам Муслим).
В комментарии к этой фразе Мулла Али Кори, да помилует его Аллах, сказал:
Слово "это знание" относится к учению, состоящему из Священного Корана и благородных хадисов, которые Посланник Аллаха, мир ему и благословение, принес в умму. Взгляните, получаете ли вы его от надежных и справедливых людей или нет, то есть точно знайте, откуда и у кого вы получаете знания." (Из книги "Миркат аль мафатих шарх мишкат аль масабих"). И Аллаху ведомо лучше.
Центр фетв Управления мусульман Узбекистана