Священный Коран напоминает людям Писания, которые считали себя последователями Ибрахима, что, если они правдивы в своих заявлениях, они должны верить в строение Каабы и считать ее главной божественной киблой.
По сообщению IQNA, перед аятами о хадже в суре Аль-Имран (96-97) есть благородный аят: «Следуйте же религии Ибрахима (Авраама), поскольку он был единобожником и не был многобожником» (Аль Имран: 95).
Это означает, что вы должны следовать чистой религии Ибрахима; религии, основанной на единобожии и не имеющей никакого оттенка многобожия.
В толковании этой связи говорится: одним из самых ясных примеров следования вере Ибрахима является почитание Каабы как киблы и места паломничества верующих.
Соответственно, священный аят с выражением «Воистину, первый дом...» продолжает аят о следовании за Ибрахимом (мир ему), чтобы привлечь внимание людей Писания, особенно евреев, которые считали себя последователями Ибрахима, к тому, что, если они правдивы в этом утверждении, они должны верить в строение Каабы Ибрахима и считать ее своей киблой.
Фактически, Священный Коран отвечает на сомнения людей Писания. В эпоху зарождения ислама люди Писания выдвигали сомнения против мусульман: во-первых, они не считали допустимым отмену постановлений и рассматривали изменение киблы с Кудса на Каабу как ложное.
Во-вторых, они обвиняли мусульман во лжи Ибрахиму (мир ему), приписывая ему эту киблу.
Ответ Корана на эти два сомнения ясен; во-первых, отмена в божественном законе допустима и возможна, и в соответствии с божественной мудростью постановления меняются в соответствии с обстоятельствами.
Во-вторых, до того, как Хазрат Сулейман (мир ему) построил Кудс, Хазрат Ибрахим (мир ему) заложил Каабу. Следовательно, первой киблой мусульман была та же кибла Ибрахима и главная божественная кибла.
Следовательно, возвращение к Каабе - это не выход из закона, а возвращение к истокам и образу жизни божественных пророков; кибла, в которой проявляются обход и поклонение вместе с ясными признаками единобожия и памятью об Ибрахиме Халиле (мир ему).
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
В Татарстане снимут биографический фильм «Учитель», повествующий о первых 30 годах жизни просветителя, историка, богослова Шигабутдина Марджани, сообщает "Реальное время". Съемки картины будут проходить в России и Узбекистане.
Шигабутдин Марджани обучался в медресе деревни Ташкичу, где работал его отец. Вскоре он и сам начал преподавать там же, написал даже свой учебник морфологии персидского языка. В 20 лет он отправился в Бухару и Самарканд, а в 1848 году вернулся и стал имамом-мударрисом Первой соборной мечети, которая сейчас носит его имя. Напротив находится здание медресе «Марджания». В Казанской учительской школе он преподавал богословие. Принято считать, что именно Марджани «ввел моду» среди татар на фотографию.
Для реформаторов рубежа XIX–XX века Марджани был пионером, предвестником изменений в сфере просвещения и науки. Достаточно широко известны его сочинения о мусульманском праве, истории Волжской Булгарии и Казанского ханства.
Помимо «Татаркино» над фильмом «Учитель» работают кинокомпания «Фильм Фьюжн ПРО» на базе ФГУП «Киноконцерн „Мосфильм“, Министерство культуры РФ и Агентство кинематографии при Министерстве культуры Республики Узбекистан. Режиссером ленты выступит Рамиль Тухватуллин.
В итоге в фильме «Учитель» будет детство, отрочество Марджани, его период обучения в Бухаре и Самарканде. Глобальная задача — найти место и эффектному действию, и масштабной мысли. Молодого Шигабутдина сыграет сын певицы Асылъяр Амир, а более возрастного — Булат Гатауллин. Вместе с коллегой по Кариевскому театру Альбиной Гайзуллиной он получил в прошлом году «Золотую маску» за спектакль «Приключения Рустема»/«Рөстәм маҗаралары». В декабре показал свой третий спектакль «Шайтан. Он. Она»/«Шайтан. Егет. Кыз». В «Горе влюбленных» играл молодого героя. 10 июня стало известно, что Гатауллин удостоен Государственной стипендии правительства Российской Федерации в 2025 году для молодых деятелей культуры и искусства.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана