«Не говори: «Все ведут войны. Какая польза от моего мира?» / Ты не один, нас тысячи. Зажги свой маяк!», – заявлял великий поэт Джалал ад-Дин Руми. Эти строки сейчас снова являются актуальными, пишет Мариан Бремер.
По данным издания Исламосфера, во времена Руми могло сложиться впечатление, что мир буквально тонет в крови. Всего через несколько лет после того, как его семья покинула свой дом в Балхе, монгольские орды пронеслись по региону, сея смерть и разрушение.
Позже Руми заявил в «Диван-и Шамс»: «Люди бегут от монголов / Мы же служим Создателю монголов». Эти строки являются хорошим примером видения поэта единства всего сущего, которое остается неизменным на фоне постоянной борьбы противоположностей в нашем мире. Они также демонстрируют непоколебимую невозмутимость мистика, открывшего внутри себя источник веры и уверенности, на который не влияют никакие внешние события, включая войны.
Руми стал маяком, привлекающим людей из всех культур и религиозных конфессий в Конье. Для него не существовало различий между людьми. Он видел себя в каждом, видел в других, в первую очередь, божественную сущность.
Напряженность и конфликты между людьми, как напоминает нам Руми, покоятся на парадигме разделения – видения двух там, где на самом деле существует только одно. Особенно часты разногласия между религиями из-за имен и форм, хотя все эти внешние проявления в конечном итоге вытекают из неделимого единства.
Персидский поэт Хафиз, живший в столетии после Руми, в этом был согласен с ним. Он писал: «Прости войну 72 сект – не признавая истину, они встали на путь фантазии».
В «Маснави» приводится история об арабе, греке, персе и тюрке, среди которых разгорелся спор. Араб хочет купить «анаб», грек – «истафил», перс – «ангур», а тюрок – «узюм». Их примиряет прохожий, купив для них виноград. Ведь все эти слова – названия этой ягоды на разных языках.
Согласно Руми, мораль этой истории такова: «Разобщенность людей вызвана названиями / Мир наступает, когда они доходят до внутреннего смысла». Но нафс, эго человека, мешает примирению. Он приводит людей к разделению и побуждает их совершать плохие поступки. Одной из его характеристик является высокомерие и отсутствие смирения – проблема, которую часто можно увидеть в современной культуре дебатов. Как пишет Руми в «Маснави»: «Нет большего зла в твоей душе, гордый человек, чем заблуждение совершенства».
Поэт был решительно против всех форм догматизма и фанатизма и считал, что именно они часто приводили к войнам и конфликтам в истории человечества. Между тем, согласно ему, противоположные точки зрения и взгляды показывают многогранность проявления божественного на земле.
Но пока люди внутренне раздроблены, то есть пока в их душах идет война противоборствующих призывов и порывов, не может быть мира и во внешнем мире.
Возможно, самый важный урок, который можно извлечь из учения Руми для современности, заключается в понимании того, что мир во всем мире может быть достигнут только путем трансформации человеческого сознания. Поэт снова и снова напоминает нам, что такое изменение возможно.
И это делает его фигурой настолько вневременной, что его слова продолжают трогать миллионы сердец спустя семь с половиной столетий после смерти. Руми призывает нас отказаться от желания самоутвердиться в постоянно меняющемся внешнем мире и отправиться в путешествие внутрь себя, что может привести нас к сокровищу глубоко внутри нас: «Путешествуй от себя к своему Я! / Ибо это путешествие превратит пыль в золотую жилу».
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
7 июля с участием председателя Управления мусульман Узбекистана, муфтия шейха Нуриддина Холикназара, была обсуждена подготовка к вступительным экзаменам в высшие и средне-специальные исламские учебные заведения на 2025-2026 учебный год.
Заместитель председателя Управления мусульман Узбекистана, профессор Мухаммадолим домла Мухаммадсиддиков предоставил информацию о проделанной работе по упорядоченному проведению вступительных экзаменов в религиозные учебные заведения в новом учебном году.
Муфтий обратил внимание на такие важные аспекты, как проведение экзаменов справедливо и беспристрастно, соблюдение правил и процедур, обеспечение прозрачности процессов, обеспечение безопасности соответствующих помещений и оснащение камерами видеонаблюдения.
Он также подчеркнул, что собеседования с абитуриентами перед экзаменом будут проводиться в установленном порядке.
Шейх Нуриддин Холикназар отметил, что посредством открытого и справедливого проведения экзаменов будут обеспечены права молодого поколения и предоставлены возможности талантливой молодежи продемонстрировать свои знания. Кроме того, он уделил большое внимание тому, чтобы учителя и специалисты, ответственные за проведение экзаменов, глубоко чувствовали огромную ответственность как перед Аллахом Всемогущим, так и перед нашим народом, и чтобы они избегали неприемлемых пороков.
Было особо подчеркнуто, что вопросы вступительных экзаменов в медресе будут основаны на программах общеобразовательных школ, а вопросы вступительных экзаменов в высшие религиозные учебные заведения будут основаны на образовательных программах медресе.
По итогам совещания были определены следующие важные задачи:
- образцовая организация процессов приема;
- использование электронных программ с высокой степенью безопасности;
- создание достойных условий для абитуриентов;
- разъяснение абитуриентам их прав и обязанностей на тестовых испытаниях;
- контроль процесса экзамена с помощью устройств видеонаблюдения;
- подготовка мест ожидания для родителей;
- установка экранов для отображения процессов экзаменов.
Были вознесены молитвы за успешное проведение вступительных экзаменов.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана