2 августа 2027 года жители стран Северной Африки и Ближнего Востока станут свидетелями длительного солнечного затмения. Оно продлится до 6 минут 22 секунд и станет самым продолжительным на суше за период с 2009 по 2114 год , передает «Новосвят».
Затмение начнётся в Северной Атлантике, затем пройдёт через юг Испании, Гибралтар, Марокко, Алжир, Тунис, Ливию, Египет, Саудовскую Аравию и Йемен, завершив свой путь в Индийском океане. Это редкое астрономическое явление смогут увидеть около 89 миллионов человек.
По данным IslamNews, лучшие условия для наблюдения будут в египетском Луксоре, где продолжительность полной фазы затмения достигнет 6 минут 20 секунд. В Тунисе, в районе города Сфакс, затмение продлится 5 минут 41 секунду, а в испанских городах Кадис и Тарифа — до 4 минут 39 секунд, там тень Луны впервые коснётся суши.
Однако следует помнить, что наблюдение за солнечным затмением может быть опасно. Солнце может обжечь сетчатку глаза, что приведет к ее повреждению или слепоте, даже если глаза подвергались воздействию прямых солнечных лучей всего несколько секунд. Для наблюдения за затмением не подходят обычные солнечные очки, однако специальные маски или очки для сварки, которые защищают глаза от очень яркого света, станут идеальным решением.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
Суфизм в исламе является частью религиозного и культурного наследия Узбекистана
«Дил ба Ер, даст ба кор» — «Сердце с Богом, руки в труде». Эту фразу повторяют миллионы последователей суфийского ордена Накшбандия. Суфийское братство, основанное в Бухаре, стало одним из самых влиятельных в мире ислама. В Бухаре находится мавзолей Бахауддина Накшбанда — основателя ордена.
Бахауддин Накшбанд жил в XIV веке (1318-1389) и был современником великого правителя огромной империи Тамерлана. Он вел очень простой и строгий аскетический образ жизни, полностью посвящая себя духовному пути.
Для Накшбанда важны были тишина сердца и труд во имя Бога. Его учение стало путеводной звездой для многих людей. Они ищут путь к Богу, не уходя от повседневной жизни.
Узбекистан — родина не только Накшбандия. Здесь зародились еще два суфийских ордена — Кубровия и Яссавия. Их основатели оставили глубокие мистические знания. Они также создали святые места. К ним до сих пор приезжают паломники и все, кто ищет истину.
Эти мистические традиции делают Узбекистан особенным. Здесь сочетаются духовность и жизнь. Древние мавзолеи хранят дыхание вечности и тайну прошлого.
Kursiv Uzbekistan рассказывает про суфизм в Узбекистане и приглашает вас в увлекательное путешествие по древним святыням. Здесь вы сможете прикоснуться к живому наследию Востока и побывать в местах, где дух и история идут рука об руку.
Кто такие суфии и кто им последовал?
Суфии — это мистики в исламе, последователи духовного пути, направленного на близость с Богом через очищение души и сердца. Термин «суфий» происходит от арабского слова «суф» — шерсть.
Так называли тех, кто носил грубые шерстяные одежды, символизируя отказ от мирских удовольствий и стремление к простоте.
Кроме того, слово «суфий» связано с понятием «чистота», что отражает стремление суфиев к внутренней и внешней чистоте. Слово «суфизм» в Коране не упоминается.
Суфизм в Узбекистане: духовное сообщество ордена Накшбандия
Орден Накшбандия — один из самых влиятельных тарикатов, сыгравший ключевую роль в том, как формировался суфизм в Узбекистане и во всем исламском мире. Основанный в XIV веке в Бухаре Бахауддином Накшбандом, он играет важную роль в духовной и культурной жизни региона.
«Накшбанд» означает «чеканщик». Главная идея ордена — «уединение в толпе»: духовная сосредоточенность при активном участии в общественной жизни.
Суфизм в Средней Азии, в частности учение Накшбандия, тесно связан с ханскими династиями и духовными наставниками правителей. Накшбандия оказала большое влияние на политическую и культурную жизнь региона.
Суфийские практики ордена включают тихий зикр — тихое поминание Бога, без музыки и танцев.
Гробница Бахауддина Накшбанда в Бухаре — одно из главных святых мест и паломнических маршрутов.
Сегодня интерес к учению Накшбандии растет. Оно остается важной частью традиционного ислама и национального культурного наследия.
Этот суфийский орден стал духовным путем многих великих личностей и духовных лидеров мусульман, среди которых:
• Абдурахман Джами — таджикский поэт средневековья.
• Алишер Навои — узбекский поэт и мыслитель.
• Имам Шамиль — основатель кавказского мюридизма.
• Ибни Абидин — муфтий Османского халифата.
• Султан Мехмед II Фатих — османский султан и завоеватель Константинополя.
• Шейх Акшамсуддин — духовный наставник султана Мехмеда II.
С 1517 года турецкие султаны стали халифами — духовными главами мусульманского мира. Суфийские наставники ордена Накшбандия занимали важные посты при дворе. Они укрепляли связь власти и религии.
Naqsybandi: международное единство и духовный путь
Международный фестиваль «Naqsybandi Tourism Festival» проводится с 2018 года. Он собирает последователей и интересующихся суфийским учением Накшбандия со всего мира в Бухаре и других святых местах Узбекистана.
Сегодня насчитывается более 40 миллионов последователей этого духовного пути. Всемирный Суфийский Центр координирует их деятельность. Это неправительственная организация со штаб-квартирой в Куала-Лумпуре, Малайзия.
Другие суфийские школы в истории Узбекистана
Яссавия
Учение Яссавия было основано Ахмадом Яссави в XII веке. Оно распространилось среди кочевых и полукочевых тюркских народов. Яссавия считается первым тюркоязычным суфийским орденом с глубоким влиянием на культуру и религию региона.
Ордену свойственна более открытая и выразительная форма суфизма. В отличие от Накшбандия, его последователи используют музыку, поэзию, громкий зикр и физические движения.
Яссавия сочетает ислам с древними тюркскими обычаями. В ордене почитают предков, священные деревья и огонь. Важна народная проповедь и простые духовные наставления.
Кубравия
Кубравия — это влиятельный суфийский орден, основанный Наджмиддином Кубро, известен глубокой мистической философией и духовными практиками.
Кубравия оказала значительное влияние на религиозную жизнь Хорезма, других регионов Средней Азии и Ирана.
В Узбекистане орден приобрел высокий статус в XIII–XIV веках, особенно в Хорезме.
В Хорезме и окрестностях Хивы сохранились святые места учеников Кубры.
Последователи Кубравии практикуют как тихий, так и громкий зикр, при этом особое внимание уделяется сосредоточенности на внутреннем свете.
Дервиши — суфии народного ислама Средней Азии
До прихода советской власти дервиши были неотъемлемой частью городской жизни в Средней Азии. Их можно было встретить на базарах, улицах и дорогах Бухары, Самарканда, Коканда и Ташкента. Дервиши привлекали внимание своей необычной одеждой, громкими молитвами и особой манерой поведения.
Русский художник Василий Верещагин приехал в Среднюю Азию в 1867 году. В 1871–1873 годах он создал серию картин под названием «Туркестанская серия». В нее вошли батальные сцены и портреты местных жителей. Среди них были и дервиши-суфии.
В те же годы фотографы подготовили «Туркестанский альбом». Он включал более 1200 фотографий с описаниями. Дервиши заняли в нем заметное место. Это отражало живой интерес к духовной жизни региона.
С установлением Советской власти дервишеские ордена были запрещены. Суфизм ушел в подполье, сохранившись лишь в сознании людей, которые хранили память об этих странниках духа.
Кто такие дервиши?
Дервиш, слово которого происходит от персидского «дарвеш» и означает бедняк или нищий, — это мусульманский аскет и последователь суфизма. Он стремится к Богу через самоотречение, смирение и духовное очищение. Дервиша часто уважительно называли ата — «отец», а также каландар — вольный странник.
Существовало два основных типа дервишей.
Первый тип — странствующие дервиши. Они кочевали по городам и деревням и жили за счет милостыни.
Второй тип — оседлые дервиши. Они жили в ханаках или текиях — духовных обителях. Там они молились, постились и воспитывали учеников.
Такие обители часто строились на пожертвования или при поддержке государства, особенно много их было в Бухаре и Самарканде.
Главная идея дервиша — полный отказ от собственности и мирских благ. Все, что у него есть, он считает принадлежащим Богу, и обязан делиться этим с другими.
В отличие от христианских монахов, дервишам разрешалось жениться и создавать семью. Главное для них — внутреннее стремление к Богу, а не внешние ограничения.
История о дервише и нищете
Жил-был один дервиш, который настолько бедствовал, что его одежда состояла из лоскутов, сшитых вместе. Но он никогда не жаловался на свою судьбу. Часто повторял:
«Мне достаточно куска черствого хлеба и простой одежды. Лучше терпеть нужду, чем просить помощи у других».
Однажды кто-то посоветовал ему обратиться к одному щедрому богачу в городе. Но дервиш отказался и сказал:
«Просить у людей — все равно что страдать в аду. Лучше сносить лишения с достоинством и войти в рай, чем идти с протянутой рукой».
Такова была его вера — вера в духовную независимость и внутреннюю силу. Даже в нищете дервиш сохранял свою волю и близость к Богу, предпочитая терпение и достоинство любым материальным благам.
Дервиши в поэзии и культуре
Суфийская поэзия нередко описывает внутренний путь дервиша — путь любви к Богу, самоотречения и духовного поиска.
Алишер Навои, часто обращался к суфийской теме:
Суфий сидит в углу — чуть виден сам,
А ходит по высоким небесам.
Смиренны, без надежды на Эдем,
Лишь к истине стремятся сердцем всем.
Эти строки отражают суть суфийского мироощущения: скромность, отрешенность от внешнего и полную сосредоточенность на внутреннем.
Боборахим Машраб — дервиш, поэт, бунтарь
Одним из ярких представителей дервишей в Средней Азии был узбекский поэт-суфий Боборахим Машраб (1653–1711). Он принадлежал к ордену Накшбанди и вел кочевой образ жизни, проповедуя любовь к Богу и свободу от лицемерия. В своих стихах Машраб критиковал ханжество и лицемерие.
«Ханжи-святоши с давних пор, молясь, смиренно чётки нижут,
А их дела — стыд и позор, притворство — их отрада, право».
Он открыто сомневался в религиозных догмах и не боялся гнева властей. За свои взгляды и свободолюбивую поэзию Машраб был казнен в городе Балхе (современный Афганистан) в 1711 году.
Дервиши — это не просто религиозные фигуры прошлого. Они символизируют внутреннюю свободу, духовность и человечность. Их путь напоминает, что настоящее богатство — внутри человека, а не во внешних вещах.
Хотя дервиши исчезли из повседневной жизни, идеи суфизма продолжают жить в культуре, поэзии и памяти народов Узбекистана.
Памятники суфийской архитектуры Бухары
Мавзолей Ходжа Абдалхалик аль Гиждувани
Абдалхалик аль Гиждувани основал суфийский тарикат ходжаган, ставший основой накшбандийского пути. Он сформулировал одиннадцать принципов — духовных ориентиров. Они ведут к внутренней чистоте, постоянному зикру и единению с Истиной.
Суфийский комплекс Гиждувани построили в XV веке. Он находится неподалеку от Бухары, в родном селении Сафан.
Чор-Бакр
Чор-Бакр — суфийский некрополь XV века, один из крупнейших в Средней Азии. Он связан с орденом Накшбанди. Ранее это селение было прибежищем дервишей, служивших опорой ханской власти.
Женская суфийская обитель Киз-Биби
Суфийскими мастерами чаще становились мужчины, но в истории известны и женщины-суфии. Одна из них — Мастура-ханум, или Киз-Биби. С ее именем связано много легенд.
По одной из них, она была обычной суфийкой и однажды исчезла в худжрах обителя. Обитель, названная в ее честь, построена в XVIII веке. По преданию, ее душа до сих пор охраняет обитель и помогает женщинам, живущим там.
Ханако Файзабад
Ханако в Файзабаде, бывшем пригороде Бухары, построена в конце XVI века суфием Мавлоном Поянда-Мухаммадом Ахси-йи Файзободи. Просторный зал перекрыт куполом на парусах — типичный прием архитектуры того времени.
С развитием суфизма уже в ранние века ислама появились первые ханака. Название происходит от персидского хона — «дом». Эти обители служили приютом для странствующих суфиев, дервишей и каландаров. Здесь они молились, проводили обряды, вели беседы и обучали учеников.
Советы для паломников в святых местах Бухары
Посещение суфийских святынь — это не просто поездка, а важный духовный опыт. Бухара — святое место для последователей ордена Накшбанди. Чтобы уважать традиции и атмосферу, соблюдайте простые правила:
• Одевайтесь скромно.
• Мужчины — длинные брюки и рубашки с рукавами.
• Женщины — свободная одежда, покрытая голова, закрытые плечи и ноги.
• Перед входом в мавзолей совершите омовение (ритуал очищения).
• Не говорите громко.
• Не используйте громкую музыку и телефон.
• Не мешайте другим и не фотографируйте без разрешения.
• Снимайте обувь у входа. Для нее обычно есть полки или пакеты.
• Подойдя к могиле, остановитесь на минуту для молитвы или размышления. Не спешите и не отвлекайтесь.
Следуя этим правилам, вы не просто уважаете духовное наследие Бухары — вы прикасаетесь к ее живой душе.
Суфизм в Узбекистане — это не только мавзолеи и памятники, но и живое дыхание духовной традиции, которая нашла отражение в культуре, поэзии и памяти народа.
Автор: Шухратжон Хуррамов, Kursiv Uzbekistan
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана