Сайт работает в тестовом режиме!
13 Сентябрь, 2025   |   21 Раби аль-авваль, 1447

город Ташкент
Фаджр
04:41
Шурук
06:01
Зухр
12:24
Аср
16:45
Магриб
18:40
Иша
19:53
Bismillah
13 Сентябрь, 2025, 21 Раби аль-авваль, 1447
Новости

Система образования в эпоху Пророка Мухаммада (мир ему)

12.09.2025   555   3 min.
Система образования в эпоху Пророка Мухаммада (мир ему)

Образовательная деятельность велась на Аравийском полуострове и в доисламскую эпоху, хотя и на простом уровне.

Как сообщает портал «Исламосфера», арабы владели определенным набором знаний в таких областях, как медицина, кийяфа (физиогномика), ирафа (наука выведения из событий прошлого скрытых смыслов, касающихся будущего) и прорицательство. Однако эти знания основывались, главным образом, на простом наблюдении и опыте, и не были достаточно последовательными и систематическими, чтобы подняться на уровень научных.

Исламская эпоха открыла новые горизонты в этом отношении сначала для арабов, а затем и для других народов, принявших ислам. Одним из важнейших факторов послужил призыв Корана к исследованию окружающего мира, животных, растений, истории, географии, астрономии.

Хотя приоритет отдавался обучению религиозным знаниям, Посланник Аллаха (мир ему) не ограничивался только ими. Например, он отправлял больных лечиться к врачу Харису ибн Каладе ас-Сакафи, который тогда еще не принял ислам. В Мекке он собирал мусульман в доме сподвижника по имени Аркам, обучая их основам религии. Также Пророк (мир ему) отправил Мусаба ибн Умайра в Медину, чтобы тот обучал ее жителей исламу. Тот факт, что каждый из грамотных пленников, захваченных во время битвы при Бадре, был освобожден от выкупа в размере 4000 дирхамов в обмен на обучение десяти мусульманских детей Медины чтению и письму, является явным указанием на то, какое значение Посланник Аллаха (мир ему) придавал образованию. Зайд ибн Сабит (да будет доволен им Аллах) был одним из детей ансаров, научившихся читать и писать таким образом. Пророк (мир ему), с одной стороны, повелел знающим распространять свои знания, не скрывать их, а с другой, отправлял учителей в регионы, где в них имелась потребность. Также он призывал новообращенных верующих, особенно из дальних племен, селиться в Медине. Это можно объяснить опасениями, что таким мусульманам может быть трудно изучать и практиковать ислам среди своих соплеменников-язычников, а также стремлением сделать Медину центром исламского образования. Такая политика продолжалась вплоть до завоевания Мекки.

Во времена Пророка (мир ему) главными центрами образования были мечети. Известно, что в Мечети Пророка в Медине особое помещение, получившее название ас-Суффа, было отведено именно для образовательных и воспитательных целей. Там преподавал сам Пророк (мир ему). Поскольку он постоянно участвовал в подобной деятельности в разных местах, то говорил: «Аллах послал меня учителем». В ас-Суффе преподавали и сподвижники, такие как Убада ибн Самит, Мусаб ибн Умайр, Абан ибн Саид и Абу Убайда ибн Джаррах, став, таким образом, первыми учителями в исламе.

Так как обучение детей в мечети на первых порах создавало определенные трудности, во времена Посланника Аллаха появились куттабы – разновидность начальной школы. В них учащиеся изучали основы ислама и учили наизусть Коран. Позже куттабы стали действовать в прилегающих к мечетям помещениях, а затем переместились и в сами мечети.

Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана

Новости мира
Другие посты
Новости

Die Presse": Самарканд, Бухара и Хива сегодня поражают своей великолепной архитектурой, бирюзовыми минаретами и оживленными базарами

12.09.2025   1581   1 min.
Die Presse

В авторитетном австрийском издании "Die Presse" опубликована статья под заголовком "Сила и очарование Шелкового пути", посвященная туристическому потенциалу Узбекистана, сообщает ИА «Дунё».
Автор статьи рассказывает о своем 13-дневном путешествии по Узбекистану, ярко описывая богатую историю страны, ее уникальную культуру, неповторимую природу, гостеприимный народ, а также созданные сегодня комфортные условия для туристов и незабываемые впечатления от поездки.

"Самарканд, Бухара и Хива, некогда бывшие центрами великих империй, и сегодня поражают своей великолепной архитектурой, бирюзовыми минаретами и оживленными базарами. На их узких улочках чувствуешь себя словно в мире "Тысячи и одной ночи". В плодородной Ферганской долине можно найти шелковичных червей и изящные изделия ручной работы. Здесь история оживает", - так начинается введение к статье.
Издание характеризует Ташкент как мегаполис, сочетающий в себе традиции и современность. Особое внимание уделяется мечетям, грандиозным зданиям, широким проспектам и оживленному базару Чорсу, а также искусно спроектированному городскому метрополитену.

Также подробно рассказывается о самобытных обычаях, ремесленных традициях, исторических и туристических местах, национальной кухне и очаровательной природе городов Фергана, Бухара, Хива, Самарканд и Нукус.
Кроме того, в публикации представлены специальные рекомендации и подробная информация для туристов, желающих посетить Узбекистан. Это, в свою очередь, создает еще одно удобство для туристов, заинтересованных в нашей стране.

Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана

Новости мира