Империя Великих Моголов создала одну из самых сложных денежных систем своего времени, внедрив триметаллический денежный стандарт, использовавший медные, серебряные и золотые монеты.
Как сообщает портал «Исламосфера», эта система, процветавшая с XVI по XVIII века, сыграла решающую роль в развитии обширных торговых сетей и административных функций империи. Она развилась из более ранних исламских и индийских денежных традиций, но приобрела отличительные черты под имперским управлением. В её основе лежала триметаллическая система с определёнными номиналами в каждом металле. Медные монеты (дам, фулус) служили повседневной валютой для простых людей, серебряные (рупайи) стали основой экономики Моголов, а золотые (мухур) использовались в основном для крупных сделок, почётных подарков и в качестве сбережений среди знати. Хотя мухуры были в обращении реже, чем серебряные и медные монеты, они играли важную символическую и практическую роль в крупных обменных операциях и в создании казначейских резервов.
Формирование могольской денежной системы восходит к правлению Шер-шаха Сури (1540–1545), который стандартизировал серебряную рупайю, составлявшую приблизительно 180 гранов (11,5 грамма) серебра высокой чистоты и установил фиксированные обменные курсы между серебряной, медной и золотой валютами. Мухур обычно равнялся 9-10 рупайям (хотя это соотношение менялось со временем), а рупайя при стандартных условиях – примерно 40 дамам.
Производство монет Моголов включало сложные для того времени технологические процессы, обеспечивающие постоянство веса, чистоты и внешнего вида. Источником серебра были импорт и переработанные старые монеты, медь поступала в основном из местных источников, а золото – в качестве товара или дани. Каждый металл проходил процесс очистки для достижения необходимого стандарта. Монетные дворы Моголов нанимали искусных мастеров для создания штампов из закаленной стали с императорскими надписями, датами и клеймами монетного двора. Сама чеканка монет производилась преимущественно вручную: металлические заготовки соответствующего веса помещали между двумя штампами и отбивали молотком. Этот ручной процесс требовал значительного мастерства. Позднее, в эпоху Великих Моголов, некоторые монетные дворы переняли более передовые методы производства, включая винтовые прессы, созданные под влиянием европейских технологий. Однако традиционная ручная чеканка оставалась распространённой на большей части территории империи.
Моголы ввели строгий контроль качества на всех этапах чеканки. Монеты регулярно проверялись на вес и чистоту, а для чиновников, которые не соблюдали стандарты, применялись строгие наказания. Этот строгий надзор способствовал поддержанию доверия к имперской валюте на обширных территориях, находившихся под властью Моголов.
Могольская рупайя получила признание за пределами империи как надёжная торговая валюта. Ее использовали купцы из Аравии, Центральной Азии и Европы, ценя за постоянный вес и чистоту. Международное признание способствовало развитию обширной внешней торговли империи Великих Моголов, особенно с европейскими торговыми компаниями, которые в XVII веке всё активнее действовали на индийских рынках.
Помимо своей экономической функции, монеты Моголов служили средством передачи имперских посланий и художественного самовыражения. Их эстетическое качество менялось со временем: ранние отличались более простым дизайном, а более поздние – всё более замысловатыми каллиграфическими узорами. Обычно они содержали подробные надписи изысканной каллиграфией на персидском языке, языке двора. Эти надписи, которые с поразительной точностью выполнялись мастерами-каллиграфами, включали имя и титулы императора, религиозные формулы, отражающие имперскую идеологию, а также название монетного двора и дату выпуска (обычно по календарю хиджры). При императоре Акбаре на монетах использовалась новаторская система датировки «Илахи» в рамках его религиозных реформ. Более поздние императоры, такие как Шах-Джахан и Аурангзеб, изменяли надписи, отражая свои религиозные убеждения.
Влияние валютной системы Моголов простиралось далеко за пределы фактического политического контроля империи и сохранилось и в более поздние эпохи. В XVIII веке, когда центральная власть этой династии пришла в упадок, государства-преемники продолжали чеканить монеты, соответствующие стандартам веса и пробы Моголов. Рупайя оставалась стандартной серебряной монетой на большей части субконтинента, а региональные правители просто добавляли свои имена в надписи.
Когда Британская Ост-Индская компания начала выпускать собственную валюту в Индии, она приняла стандарты веса и пробы могольской рупайи, признав эффективность этой системы. Эта адаптация в конечном итоге привела к появлению современной индийской рупии, продемонстрировав долгосрочное влияние нововведений Моголов в денежной сфере.
Могольская валютная система представляет собой одно из самых сложных административных достижений домодерновой Индии. Установив стандартизированные вес, пробу и стоимость монет, Моголы обеспечили денежную стабильность, которая способствовала развитию торговли на их обширных землях. Сочетание в системе практической функциональности и символического представления имперской власти демонстрирует административную сложность, характерную для могольского правления в период его расцвета.
Длительное влияние нововведений Моголов в денежной сфере, особенно серебряной рупайи, на последующие южноазиатские денежные системы подчёркивает историческую значимость их подхода. Даже в условиях разделения политического контроля стандарты и практики, установленные при них, продолжали определять экономический обмен на всём субконтиненте на протяжении веков.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
В венгерском интернет-издании «Daily News Hungary» опубликована статья под заголовком «Проведение Генеральной конференции ЮНЕСКО в Самарканде – признание вклада Узбекистана в развитие мировой культуры и образования», сообщает ИА «Дунё».
В ней отмечается, что по итогам 42-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, состоявшейся в Париже 7–22 ноября 2023 года, было принято историческое решение провести следующую, 43-ю сессию в Самарканде, Узбекистан, в 2025 году.
«Резолюция получила единодушную поддержку всех 194 государств-членов организации, что стало высоким признанием масштабных реформ, реализуемых в Узбекистане в последние годы, - говорится в статье. - Это решение также стало крупным дипломатическим достижением Узбекистана, поскольку ЮНЕСКО впервые за последние 40 лет проведёт свою сессию не в другой стране, а именно за пределами Парижа».
Отмечается, что выбор Самарканда в качестве места проведения столь значимого мирового форума – это наглядное свидетельство международного признания достижений Узбекистана в области культуры, науки, образования, коммуникации и информации, а также богатого исторического и культурного наследия страны.
«Самарканд — один из древнейших и самых известных городов Центральной Азии, славящийся своими великолепными архитектурными памятниками и богатейшей историей. С древнейших времён он был важнейшим перекрёстком Великого шёлкового пути, соединявшего Восток и Запад. Сегодня Самарканд известен своими символами - площадью Регистан, обсерваторией Улугбека и некрополем Шахи-Зинда. Эти достопримечательности отражают не только архитектурное величие и научные достижения древности, но и роль города как центра культурного обмена и его неоценимый вклад в развитие мировой цивилизации», - пишет издание.
«Ожидается, что в 43-й сессии и сопутствующих мероприятиях примут участие свыше 5000 представителей из 194 стран. В рамках основной конференции правительство Узбекистана совместно с ЮНЕСКО планирует провести серию мероприятий, посвящённых актуальным вопросам — роли искусственного интеллекта в музейной деятельности, гендерному равенству, расширению прав и возможностей женщин и другим современным темам», - информирует источник.
Сообщается, накануне основной конференции в Самарканде состоятся также XIV Молодёжный форум ЮНЕСКО и XII Межрегиональная встреча национальных комиссий по делам ЮНЕСКО.
В статье также представлена информация о сотрудничестве Узбекистана с ЮНЕСКО. Отмечается, что при поддержке организации реализуется ряд инициатив, направленных на широкое продвижение богатой истории, древних традиций и национальных ценностей нашей страны, а также на их сохранение для будущих поколений. Эти направления входят в число ключевых стратегических приоритетов национальной политики.
«Президент Шавкат Мирзиёев неоднократно встречался с Генеральным директором ЮНЕСКО Одри Азуле. Последняя встреча состоялась в Париже 12 марта 2024 года в ходе государственного визита главы Узбекистана во Францию. Во время переговоров стороны обсудили практические аспекты подготовки и проведения 43-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в Самарканде, а также перспективы дальнейшего углубления сотрудничества. Одри Азуле высоко оценила плодотворное партнёрство с Узбекистаном и выразила признательность за комплексную подготовку к предстоящему форуму», - констатирует венгерское издание.
Подчеркивается, что на сегодняшний день Узбекистан присоединился к 10 международным конвенциям ЮНЕСКО, что подтверждает его приверженность идеалам организации в сферах образования, науки, культуры и информации.
В заключение подчеркивается, что проведение Генеральной конференции ЮНЕСКО в Самарканде — это не только признание растущего вклада Узбекистана в мировое культурное и интеллектуальное развитие, но и уникальная возможность вновь обратить внимание международного сообщества на необходимость сохранения исторического и культурного наследия. Этот форум станет важнейшей международной площадкой для диалога культур, обмена опытом и выработки подходов к устойчивому развитию. Узбекистан вновь подтверждает свою роль как значимого центра мировой культуры и науки, а Самаркандская конференция станет мостом для межкультурного взаимодействия и распространения лучших практик.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана