Художественный фильм «Затерянная земля» японского режиссера, ставший первым кинематографическим рассказом о страданиях мусульман рохинджа, был удостоен награды на кинофестивале в Джидде.
Как сообщает IQNA со ссылкой на "Muslims Around The World", на церемонии закрытия пятого Международного кинофестиваля Красного моря в Джидде фильм «Затерянная земля» получил приз за лучший полнометражный фильм и стал первым фильмом, документирующим трагедию мусульман рохинджа в штате Аракан в Мьянме.
Фильм, снятый японским режиссером Акио Фудзимото, известным своей гуманитарной и общественной деятельностью, рассказывает историю четырехлетнего мальчика рохинджа и его девятилетней сестры.
Покинув лагерь беженцев в Бангладеш, они надеются добраться до Малайзии и воссоединиться со своей семьей. Обстоятельства складываются так, что они теряются и оказываются в Таиланде, где отправляются в опасное морское путешествие на лодке, полной пассажиров.
В фильме приняли участие более двухсот беженцев рохинджа, в том числе двое детей, которые сыграли главные роли в своем первом актерском опыте, что придало фильму высокую степень подлинности в передаче реальных страданий этого меньшинства.
Фильм соревновался в секции полнометражных фильмов с пятнадцатью другими работами из арабского мира, Азии и Африки. Саудовский фильм «Миграция» режиссера Шахада Амина получил приз жюри, а Амир Фахреддин получил приз за лучшую режиссуру за фильм «Греция», а ливанский фильм «Звезды надежды и боли» режиссера Сирила Ариса получил приз за лучший сценарий.
В сентябре прошлого года «Затерянная земля» получила специальный приз жюри в секции «Горизонты» на 82-м Венецианском международном кинофестивале в знак признания его художественной и гуманитарной ценности.
Режиссер фильма Фудзимото ранее заявлял, что ему трудно поверить в масштабы страданий, которые перенес народ рохинджа, и отметил, что кино является жизненно важным инструментом для разоблачения этой катастрофы перед миром.
Согласно сообщениям, более миллиона рохинджа бежали из штата Ракхайн в Мьянме в Бангладеш в 2017 году, чтобы спастись от геноцида, совершенного армией Мьянмы, а также от волны насилия со стороны ополченцев Ракхайна в этом году. Большинство из них сейчас живут в тяжелых гуманитарных условиях в лагере Кокс-Базар в Бангладеш, крупнейшем лагере беженцев в мире, и многие из них предпринимают опасную морскую миграцию в поисках лучшего будущего.
Международный кинофестиваль Красного моря ежегодно проводится в историческом районе Аль-Балад в Джидде. С момента своего основания в 2019 году фестиваль стал ведущей платформой для поддержки киноиндустрии Саудовской Аравии и арабских стран, развития талантов и демонстрации международных постановок.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
Любуясь величественными сооружениями, высокими минаретами и великолепными дворцами Самарканда и Герата, мы сразу вспоминаем правителей, по указанию которых были построены эти здания. Амир Темур, Шахрух Мирзо, Улугбек...
Однако, знаем ли мы тех, кто создавал эти проекты, дал жизнь этим сооружениям, тех гениев инженерной мысли, которые возводили эти исторические шедевры, превращая фантазию в реальность? Имена множества великих зодчих, создававших сооружения, которые на протяжении веков все так же радуют глаз, просто забыты. Они остались за пределами книги истории.
Но, по счастливой случайности, мы знаем одного из таких великих зодчих своего времени. Произведение «Мужмали Фасихи» воспроизводит не только хронику событий, но и уникальную информацию о личности забытого гения — архитектора Кавомиддина Ширази.
Как передает УзА, Фасих Хавафи в своей работе приводит точную дату смерти Кавомиддина Ширази: 17 января 1439 года. На первый взгляд, это всего лишь сухие цифры. Но на самом деле это ключ к изучению истории архитектуры целой эпохи. Для историков искусства эта информация бесценна, поскольку позволяет связать прекраснейшие сооружения Востока с гением одного зодчего. По словам Фасиха Хавафи, именно Кавомиддин Ширази был проектировщиком и руководителем десятков сооружений, таких как знаменитый сад Дилкушо в Самарканде (1396), дворец Тахти Карача в Кеше (Шахрисабзе) (1397) и великолепная соборная мечеть в Самарканде (1399).
Уже один только список показывает, насколько продуктивным и талантливым был этот человек. Он был не просто архитектором, но и «главным инженером» всей империи. Как отметила академик Дилором Юсупова во введении к «Мужмали Фасихи», эти сведения Фасиха Хавафи имеют большое значение для историков-искусствоведов, поскольку имена многих мастеров, участвовавших в строительстве прекрасных зданий, сохранившихся на Востоке, до сих пор не установлены. Кавомиддин Ширази уделял одинаковое внимание не только красоте сооружений, но и их прочности, соответствию климатическим условиям и функциональности. В его проектах гармонично сочетаются инженерия и искусство. От системы фонтанов в саду Дилкушо до величия купола соборной мечети– во всем отчетливо ощущается гениальность зодчего.
Самое удивительное, что Кавомиддин Ширази не ограничился лишь реализацией грандиозных строительных проектов Амира Темура. Он продолжил его дело при Шахрухе Мирзо и внес огромный вклад в формирование гератской архитектурной школы. Мечеть и медресе Гаухаршадбегим в Мешхеде входят в число его шедевров. Это свидетельствует о том, что он был творцом, воплотившим художественные и архитектурные замыслы не одного правителя, а целой династии. Тот факт, что его имя неоднократно упоминается на страницах истории, свидетельствует о признании его величия современниками. Благодаря небольшой заметке Фасиха Хавафи сегодня мы можем узнать об этом человеке, стоявшем за целым архитектурным стилем, его уникальной творческой судьбе.
История учит нас, что великие дела не достигаются одним лишь капиталом и властью. За ними всегда стоят ум, талант и самоотверженность. Имена таких гениев, как Кавомиддин Ширази, могут оставаться в глубинах истории, но созданные ими произведения будут свидетельствовать об их бессмертном таланте еще в веках. Наследие, оставленное нашими предками, — это не просто здания и сооружения, это послания, написанные на камне и адресованные будущим поколениям.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана