Усто Даврон и его команда - мастера Саттор и Олим - реконструируют портал худжр второго этажа медресе Шердор. Как передает “Самаркандский вестник”, всё внимание бригады сосредоточено на том, чтобы вернуть первоначальный вид этому историческому памятнику, разрушенному временем.
- Реставраторы - лекари искусства, для них нет ничего невозможного, - считает усто Даврон. - Данная специальность предназначена для людей, готовых к мелкой кропотливой работе. К тому же реставратор должен обладать знаниями, ценить и любить историю, искусство, уникальные предметы древнего наследия. Сохранять ценности для будущих поколений и давать возможность познакомиться с ними - это сложная, но важная и интересная работа. Одна из сторон нашей работы заключается в том, чтобы она была невидимой, ведь тот, кто смотрит на отреставрированный шедевр, не должен замечать «исправления» мастера.
Усто Даврон Тоиров реставратор во втором поколении. Секретам данной профессии он обучался у своего отца - известного мастера своего времени усто Кули. Со своей бригадой он занимался реконструкцией почти всех исторических памятников древнего Самарканда, в том числе ансамбля Регистан.
- В 70-х годах прошлого века у меня появилась мечта - стать реставратором, - продолжает усто Даврон. – Еще в детстве мне нравилось что-то мастерить, строить из небольших кирпичиков, которые я формовал со спичечных коробков, миниатюрные замки и дома, украшать их с помощью фантиков и цветной фольги от шоколада. Наверное, тогда у меня и зародилась любовь к строительству, освоение профессии реставратора далась с легкостью. Отец во время реставрации исторических объектов часто брал меня с собой, и я внимательно наблюдал за его действиями. Тогда в бригаде под руководством отца работало до 12 человек. Все любили свою профессию и работали от всего сердца. К сожалению, в последние время бригады реставраторов уменьшаются из-за небольшой оплаты. Молодым подавай все и сразу, но мы ведь не строительная бригада. Наша работа не на скорость, а на качество реставрации, которая не терпит спешки.
Д. Тоиров в 1977 году впервые переступил порог Самаркандской реставрационной конторы. За эти годы он принимал активное участие в строительстве Самаркандского музея истории и культуры народов Узбекистана, расположенного в то время на пощади Регистан. Далее учеба в ДООСАФ и служба в рядах Вооруженных Сил. После армии усто Даврон продолжил работать в реставрационной конторе.
- Когда я служил в армии, мои братья написали мне письмо и сообщили о том, что наш отец за свои заслуги получил автомобиль «Жигули», - вспоминает усто Даврон. - Я очень обрадовался этой новости.
Вот уже 45 лет наш герой занимается реставрацией исторических памятников. За эти годы он внес весомый вклад в восстановление сотен достопримечательностей нашего города. Он реставрировал мечети Хазрат Хызр, Ходжа Ахрар Вали, Кошхавуз, Ходжа Зудмурод, мавзолеи Шохи-зинда, Ходжи Абду Дарун, Ходжи Абду Беруна и многие другие.
- Чтобы освоить данную профессию, необходимо не только иметь соответствующие знания, любить историю и прочие науки, но и обладать огромным терпением и усидчивостью, - говорит Д. Тоиров. - Ведь работать с хрупкими произведениями прошлых лет необходимо очень осторожно – их можно потерять вследствие небрежного отношения. Наградой же за труды реставратора будут восторженные лица посетителей, пришедших посмотреть на достопримечательность.
По стопам своего отца пошли не только усто Даврон, но и его братья - мастера Абдурахмон, Нуъмон и их сыновья - Абдурауф и Муъминжон. Выпускник магистратуры Самаркандского государственного архитектурно-строительного института Абдурауф принимал активное участие в строительстве «Вечного Самарканда». В данный момент он трудится на возведении комплекса Имама ал-Бухари. А Муминжон помогает своему отцу в реставрации мечети Кошхавуз.
С каждым днем, погружаясь в профессию, я все больше убеждаюсь в верности своего решения, - продолжает усто Даврон. - Для меня ценно, что в процессе реставрации можно получить ощущения сродни медитации, а также то, что мы продлеваем жизнь артефактам. При реставрации предметов иногда применяются те же методы, что и в обыденной жизни, при этом нужно понимать, что реставрация – это не творчество, а междисциплинарная наука, предполагающая в процессе обучения усвоение знаний сразу из целого ряда сфер: химии, физики, археологии, истории и т. д.
Время и погодные условия никогда не изменят свой характер и, к сожалению, памятники искусства и архитектуры неизменно будут разрушаться. А это значит, что знания и труд реставраторов еще долгие годы, а то и века будут востребованы.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
Работу по 5 основным направлениям экспозиции обсудили в Центре исламской цивилизации в Узбекистане.
Во встрече приняли участие члены Научного совета, руководители Рабочей группы и ведущие ученые – вице-президент Академии наук Республики Узбекистан, директор Института востоковедения имени Абу Райхона Беруни, профессор Бахром Абдухалимов, доктор исторических наук, профессор Жаннат Исмаилова, академик изобразительных искусств Узбекистана Акбар Хакимов, руководство и сотрудники центра.
Напомним, 5 отделов экспозиции включают:
- Зал Корана
- "Цивилизации доисламского периода"
- "Первый ренессанс"
- "Второй ренессанс"
- "Новый Узбекистан – основа Третьего Ренессанса"
В то же время было рассмотрено около 350 экспонатов, хранящихся в зарубежных музеях и принадлежащих Узбекистану, и начат их отбор.
Руководитель центра Фирдавс Абдухаликов в своем выступлении отметил:
"Чтобы обогатить экспозицию этого центра, который строится по инициативе нашего уважаемого Президента Шавката Мирзиеева, ведется работа по привозу из нашей страны артефактов, которые хранятся в зарубежных музеях и библиотеках. Ряд экспонатов будет находиться в состоянии готовности к открытию центра. Также музеи республики планируют предоставить по 20 самых уникальных экспонатов".
На встрече Анвар Маттиязов, координатор экспозиции, рассказал о работе над экспозицией доисламского периода:
"В эту экспозицию можно попасть через стену времени. Она состоит из 6 секторов и начинается с Бактрии. Работаем в сотрудничестве с турецкими дизайнерами. Были достигнуты договоренности о муляжах, факсимиле и рукописях. Также были собраны и систематизированы по размерам 60 исторических крепостей в нашей стране".
На международной выставке к открытию планируется представить изобразительное искусство, статуэтки, монеты и предметы быта, относящиеся к цивилизациям древнего Хорезма, Согдианы, Чача.
Восточные миниатюры также представлены в композиции "Стена времени". Эта композиция отражает политические и социальные события разных периодов с помощью художественных репрезентаций.
В этом направлении работает творческая группа под руководством народного художника Узбекистана Бахадыра Джалолова.
В конце встречи были продемонстрированы видеоролики, посвященные жизни и наследию ученых, подготовленные Агентством кинематографии Узбекистана. Члены Научного совета подчеркнули необходимость того, чтобы эти видеоматериалы содержательно и визуально соответствовали современным требованиям.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана