Сайт работает в тестовом режиме!
25 Июнь, 2025   |   29 Зульхиджа, 1446

город Ташкент
Фаджр
03:06
Шурук
04:51
Зухр
12:31
Аср
17:41
Магриб
20:03
Иша
21:42
Bismillah
25 Июнь, 2025, 29 Зульхиджа, 1446

Он был «Имам-уд-Дунья» - Имамом Мира

05.08.2022   2769   7 min.
Он был «Имам-уд-Дунья» - Имамом Мира

Имя имама аль-Бухари - одно из самых почитаемых лиц в мусульманском мире. Величайший хадисовед сумел собрать почти все истории, связанные с пророком Мухаммадом (с. а. в.), тем самым оставив потомкам ценные знания по исламоведению.
Но если в мусульманском мире авторитет хадисоведа был неоспорим, то в Советском Союзе к великому имаму аль-Бухари относились скептически до одного случая. 10 лет назад о нем рассказал мне известный ученый, доктор исторических наук, профессор Убайдулла Уватов. По словам профессора, событие произошло в начале мая 1956 года. Именно тогда коренным образом поменялось отношение чиновников бывшего советского государства к личности и бесценному наследию Мухаммада ибн Исмаил аль-Бухари.
Как сообщает «Самаркандский вестник», по историческим данным, тогда в Советский Союз с официальным визитом прибыла одна из влиятельных личностей в исламском мире, главный муфтий Ливана, шейх Надим аль-Джиср.
Высокопоставленные чиновники ЦК КПСС во главе с Н. С. Хрущевым обратили особое внимание на этот визит. Это посещение было первым визитом иностранного религиозного руководителя в страну, которая после Второй мировой войны стала прямым конкурентом западных государств. Кроме того, тогда за рубежом говорилось о том, что в СССР власти всячески препятствуют развитию ислама. Партийные же боссы хотели доказать обратное, заручившись поддержкой ливанцев, и поэтому шейха из Ливана они встретили в особой обстановке.
После торжественной встречи партийные руководители предложили гостю посетить достопримечательности Москвы и Ленинграда. Но шейх отказался, ссылаясь на то, что его мечтой детства было посещение усыпальницы Мухаммада ибн Исмаила аль-Бухари, к которому с огромным почтением относятся в его стране.
Партийные руководители советского государства пожали плечами, потому что они не имели совершенно никакой информации об этом великом мыслителе Востока, тем более, о его усыпальнице. В то время, когда коммунистическая идеология всеми средствами пропагандировала атеизм, это было закономерным явлением.
В течение трех дней очистили объект
Но, как говорится, воля гостя – закон. Чиновники разволновались. Кто-то сказал, что надо позвонить в Бухару, ведь его имя имам аль-Бухари…
Однако в Бухаре ответили, что могила мыслителя находится вблизи Самарканда в очень плачевном состоянии. Вернее, она превратилась в склад химических удобрений колхоза и окружена мусорной свалкой. Назревал скандал.
Посоветовавшись, чиновники пришли к мнению, что шейха надо отправить в Ташкент поездом, а оттуда – в Самарканд на легковушке. При этом надо сделать так, чтоб почтенный религиозный деятель прибыл в Самарканд желательно ночью. В темноте не увидит настоящую картину вокруг усыпальницы. До прибытия гостя в Узбекистан в распоряжении властей будет 3-4 дня, чтобы очистить усыпальницу имама аль-Бухари и привести в порядок дорогу, ведущую к ней.
Когда об этом сказали гостю из Ливана, тот ответил: «Хоть на верблюда меня посадите, лишь отвезите туда».
Тем временем в селе Хартанг Пайарыкского района был организован трёхдневный всенародный субботник. Более трехсот людей и десятки единиц техники работали круглосуточно. Были очищены усыпальница и дорога от мусора. Дорогу срочно покрыли гравием. По программе шейх Надим аль-Джиср в сопровождении местных руководителей и религиозных деятелей республики прибыл в Самарканд поздно ночью и сразу же поспешил в село Хартанг.
«Я хочу выкупить усыпальницу…»
Когда до усыпальницы оставалось около 300 метров, он велел остановить машину и сказал: «Прошу оставить меня одного. Дальше сам пойду пешком». К удивлению местных чиновников, под светом фар тракторов и автомашин шейх со слезами на глазах пешком пошел до границы кладбища, а потом, став на колени, двигался в сторону усыпальницы. После чего, в течение 6 часов, буквально до рассвета, с прикрытыми глазами прочитал наизусть суры из Корана в честь имама аль-Бухари.

Когда он закончил молитву, вокруг рассвело, и шейх, увидев «пейзажи» вокруг кладбища, спросил у сопровождающих: «Кто из вас самый большой начальник? Если его нет среди вас, тогда отвезите меня к нему, пожалуйста».
Гостя отвезли в Ташкент, к заместителю председателя Совета Министров Узбекской ССР Ядгоре Насриддиновой. Я. Насриддинова поинтересовалась причиной столь высокого внимания гостя к личности великого мыслителя.
Надим аль-Джиср ответил: «Книги имама аль-Бухари пользуются огромной популярностью не только в Ливане, но и во всем исламском мире. Увидев состояние его усыпальницы, я до сих пор не могу прийти в себя. Поэтому я хочу выкупить усыпальницу Мухаммада ибн Исмаила аль-Бухари. Я дам вашему правительству столько золота, что хватит полностью покрыть это священное место».
Конечно, никто шейху усыпальницу не продал, но после этого события, Политбюро ЦК КПСС начало благоустраивать это священное место поклонения мусульман всего мира. Над могилой мыслителя возвели небольшой купол, а рядом - мечеть, чуть расширили дорогу и покрыли полностью гравием.
В настоящее время…
Труды великого мыслителя Востока нашли свою достойную оценку в нашей стране лишь в период независимости.
В настоящее время на территории мемориального комплекса имама аль-Бухари действуют Международный научно-исследовательский Центр и научная школа хадисов, в котором обучается около 20-ти человек.
– Наш центр занимается изучением и изданием рукописей наших великих предков. Сейчас у нас имеется около 200 печатных вариантов лишь одной книги имама аль-Бухари «Ал Джами ас-Сахих», которые были выпущены в разных издательствах мусульманских стран, - говорит начальник отдела издательства данного Центра Анвар Бобоев. – А общее количество рукописей, собранных за последние годы нашими сотрудниками, достигает 200 тысяч. Научная школа хадисов ежегодно принимает на учебу 10 человек, которые должны иметь определенный фундамент знаний ислама. А выпускник этой школы на уровне бакалавра наизусть знает минимум 1,5 тысячи хадисов на узбекском, арабском и английском языках.
Территория комплекса сейчас похожа на огромную строительную площадку. Здесь возводится новый мемориальный комплекс со всеми удобствами для паломников. Вскоре для них он распахнет свои двери.

Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана

Статьи
Другие посты
Новости

Глава Исламского центра Бангкока: В Таиланде проживает 6 миллионов мусульман

24.06.2025   3138   4 min.
Глава Исламского центра Бангкока: В Таиланде проживает 6 миллионов мусульман

Глава Исламского центра в столице Таиланда Ватчарапол Комонтамайти сообщил, что число мусульман в стране составляет около 6 миллионов человек, большинство из которых проживают на юге, в то время как в столице их около полумиллиона, передает IslamNews. 

В интервью «Аль-Джазира», данном в здании центра в Бангкоке, господин Ватчарапол Комонтамайти рассказал о себе, отметив, что изучал политические науки и также является председателем Общества таиландо-пакистанской дружбы.

По словам Ватчарапола, центр был основан в 1956 году и предоставляет такие услуги, как помощь бедным и предоставление стипендий мусульманским студентам в Таиланде.

Когда вы возглавили Исламский центр?
— Я занял этот пост в ноябре 2023 года после избрания комитетом по делам центра.

Когда был основан центр и каковы его цели?

— Исламский центр Таиланда официально основан в 1956 году. Его цель — распространение исламских знаний. При действует соборная мечеть, в которой совершаются ежедневные и пятничные молитвы. Также центр способствует межрелигиозному диалогу и поддерживает образование и благополучие мусульман в Таиланде.

Какие основные услуги центр предоставляет мусульманам Таиланда?

— Это религиозные услуги, такие как проведение пятничных молитв и празднование исламских праздников. Кроме того, центр осуществляет:
 — Поддержку местных исламских организаций и их мероприятий.
 — Распределение закята среди бедных и нуждающихся.
 — Предоставление стипендий студентам (ими ежегодно пользуются около 1500–2000 студентов).
 — Распространение новостей о мусульманах в Таиланде и за рубежом.
 — Помощь бедным и пострадавшим от стихийных бедствий — как мусульманам, так и буддистам.

Существует ли официальная оценка количества мусульман в Таиланде и в частности в Бангкоке?
— В Таиланде насчитывается около 6 миллионов мусульман, что составляет около 10% населения. В столице проживает примерно полмиллиона мусульман.

Сколько мечетей, исламских ассоциаций и школ в Таиланде? И осуществляет ли центр надзор за ними?

—- В Таиланде около 4 тысяч мечетей, большинство из них расположены на юге страны, примерно 200 находятся в Бангкоке.

Существует около 700 исламских ассоциаций и школ, около 100 из них в Бангкоке. Центр не осуществляет надзор за ними, так как они являются независимыми учреждениями.

Есть ли орган, осуществляющий контроль над деятельностью Исламского центра?
— Нет, центр является частной организацией.
Каковы отношения центра с правительством Таиланда?

— У нас есть сотрудничество с различными государственными структурами. Ранее центр совместно с Министерством иностранных дел организовывал ифтары в Рамадан, в которых принимали участие спикер парламента и мусульманские министры.
У нас также налажено сотрудничество с религиозными учреждениями других стран, таких как Египет, Саудовская Аравия, Малайзия и Иран.

Как финансируется центр? Хватает ли средств? Принимаются ли пожертвования?

— Основное финансирование поступает от аренды помещений, находящихся в собственности центра. Также поступают пожертвования. Все доходы направляются на помощь бедным и предоставление стипендий мусульманским студентам.
Получает ли центр поддержку от государственных или частных структур?

— Нет.
Мы видели небольшой рынок внутри комплекса центра. Какова его цель?

— Идея в том, чтобы пятничные собрания мусульман не ограничивались только молитвой, а также предоставляли возможность для общения, встреч и совместного приема пищи.
И напоследок, мы спросили у главы центра о флагах, находящихся за его спиной. Он пояснил, что слева находится флаг Таиланда, а рядом с ним — флаг Пакистана, который он разместил в честь своей матери, имеющей пакистанское происхождение.

Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана

Новости мира